Казакевич Петр Васильевич (1856-1865)


КАЗАКЕВИЧ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ (1814-1887)

Казакевич П.В., копия оригинала с краеведческого музея им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Казакевич П.В., копия оригинала с краеведческого музея им. В.Е.Розова
Казакевич П.В., копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Казакевич П.В., копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
  Петр Васильевич Казакевич родился в многодетной семье советника Новгородского губернского правления. Предки его были выходцами из Польши и впервые упоминались в летописях еще в середине XVII века. Как и два его брата, Казакевич-младший окончил Морской кадетский корпус. Затем служил под командой  Ф.П. Литке, участвовал в нескольких дальних походах. В 1848–1849 гг. под командой  Г.И. Невельского на транспорте «Байкал» за рекордный срок в 8 месяцев и 23 дня прошел через Атлантический и Тихий океаны от Кронштадта до Камчатки. Вместе с Невельским совершил ряд открытий. Первым вошел на шлюпке в устье Амура. С 1851 г. состоял в должности офицера для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1854 г. командующий Сибирской флотилией   Казакевич П.В. с паспортом на имя купца первой гильдии  Соловьева П.В. выехал в Северо-Американские Соединенные Штатех (САСШ), как тогда назывались нынешние США и находился там почти 1,5 года. Перед ним была поставлена задача — закупить для Сибирской флотилии новейшие корабли, а для Николаевского адмиралтейства — современное судоремонтное оборудование. Задание было выполнено блестяще. В послужном списке Казакевича появилась запись: «Все выше прописанные поручения исполнены с отличным успехом и по последнему из них купленные в Америке пароходы и механическое заведение доставлены в полной исправности на устье реки Амур в Николаевск». Сибирская флотилия пополнилась пароходами — корветом   «Америка» и двумя винтовыми транспортами   «Японец» и «Маньчжур», которые сыграли значительную роль в изучении и освоении прибрежной части Тихого океана.
  
 
Штаб командира портов Восточного океана,копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Штаб командира портов Восточного океана,копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
У городской пристани в Николаевске на Амуре . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
У городской пристани в Николаевске на Амуре . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
Успешно выполнив это задание, он 18 марта 1856 г возвратился на родину и вскоре был произведен в контр-адмиралы с утверждением в должностях военного губернатора вновь организованной  Приморской области Восточной Сибири и командира портов Восточного (Тихого) океана с главной базой в Николаевске-на-Амуре. После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована. Часть кораблей вместе с ветеранами экспедиции возвращались на Балтику. Уезжал и бывший начальник экспедиции контрадмирал Г. И. Невельской. Проводить его и других участников этой героической эпопеи прибыл к мысу Лазарева на пароходе-корвете «Америка» П. В. Казакевич. Шло время. Ширился и рос новый порт Николаевск-на-Амуре, основывались и строились по левому берегу Амура казачьи станицы. Новый губернатор успевал всюду. Он укреплял Сибирскую флотилию, организовал школу юнг и Николаевское мореходное училище, которое впоследствии окончил будущий адмирал С. О. Макаров; вел разведку полезных ископаемых на Сахалине и в Приморье, создал библиотеку и школу грамотности для матросов Амурского экипажа, построил первые маяки по берегам Японского моря.
  
Дом Казакевича П.В. в Николаевске-на-Амуре по ул. Петропавловской. Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Дом Казакевича П.В. в Николаевске-на-Амуре по ул. Петропавловской. Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
Механический завод японского купца П.Н. Симады в Николаевске на Амуре . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Механический завод японского купца П.Н. Симады в Николаевске на Амуре . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
Девять лет длилась губернаторская дальневосточная вахта Петра Васильевича Казакевича. Что только он не делал за эти девять лет по линии военного губернатора и командира Сибирской флотилии и военных портов Восточного океана. Так как Николаевск по своему статусу был, выражаясь современным языком, военно-морской базой Сибирской флотилии, то, следовательно, первые государственные промышленные предприятия, строящиеся в Николаевске, должны были исходить из главных нужд Сибирской флотилии — создание военно-морского порта, а также судоремонта, судостроения и связанных с ними отраслей — литейной, кузнечной, механической, сборочной и т. д. Поэтому после создания Приморской области, когда Николаевск стал главной базой Сибирской флотилии, на повестку дня был поднят вопрос о быстрейшем строительстве в Николаевске сооружений военно-морского порта и адмиралтейства. И порт, и адмиралтейство строились одновременно. 2 мая 1862 г. в Николаевске была построена первая пристань, через два года — вторая. В 1863 г. в порту вошла в строй кузница с паровым молотом, двумя подъемными кранами, сварочной печью и паровиком. Кроме того, кузница была оборудована еще 8 горнами — 6 двойных и 2 одинарных.
 
Порт и вход в устье реки Амур.   Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Порт и вход в устье реки Амур. Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
Рейд на Амуре в Николаевске . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова (нажмите, чтобы увеличить)
Рейд на Амуре в Николаевске . Копия оригинала находящегося в краеведческом музее им. В.Е.Розова
Николаевский-на-Амуре порт и адмиралтейство строили матросы 27 - и 28-го флотских экипажей. К 1863 г. здесь уже функционировали кожевенный цех, пожарное депо, пильный завод с отделением для выпилки столярных заготовок, механическое ремонтное заведение с новейшими по тому времени станками. В 1864 г. при пильном заводе была построена столярная мастерская, введены три паровых котла и т. д. Два мощных паровых котла приводили в движение все пилы и станки. В том же году вошла в строй литейная мастерская, в которой вагранками отливались изделия до 10 тонн весом. Узкоколейная железная дорога соединяла литейку с механическим заведением.Адмиралтейство располагало двумя эллингами для закладки, строительства и сспуска на воду нового судна. В одном из них 2 февраля 1867 г. была заложена винтовая парусно-моторная канонерская лодка с деревянным корпусом «Нерпа» (длина — 33,5 м; ширина — 7,6 м). Правда, строилась она уж больно долго — целых десять лет и была спущена на воду в 1877 г., вела сторожевую, лоцманскую, посыльную, гидрографическую службу в морях Тихого океана. Исключена из списков флота в 1892 г. Ее именем названо три бухты в Японском море.

  
Корвет «Манжур», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Корвет «Манжур», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Корвет «Гридень», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Корвет «Гридень», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
В.П. Казакевич первым из русских моряков вошел в устье Амура. Он определил координаты северного входного мыса реки и поднялся на гору Табах. Отсюда он увидел величественную картину Амурского лимана. Ширина устья Амура, по определению Казакевича, достигала 8 миль. Открытый им фарватер у входа в Амур вдоль материковой части лимана получил впоследствии название фарватера  Невельского или Северного. П. В. Казакевич также произвел подробные зарисовки побережья о. Сахалина, хранящиеся сегодня в Центральном военно-морском архиве. 15 июля Г. И. Невельской, сдав команду транспорта лейтенанту Казакевичу, отправился обследовать устье Амура и далее на юг. 22 июля 1849 г. им было совершено выдающееся открытие - обнаружен пролив между материком и Сахалином. Таким образом, было доказано, что Сахалин - остров, а Амур не теряется в песках, как это тогда считалось. Честь этого открытия по праву принадлежит также и П. В. Казакевичу.

Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Лунная ночь в бухте «Золотой Рог», художник-маринист В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Лунная ночь в бухте «Золотой Рог», художник-маринист В.И. Шиляева
После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована. Часть кораблей вместе с ветеранами экспедиции возвращались на Балтику. Уезжал и бывший начальник экспедиции контр-адмирал Г. И. Невельской. Проводить его и других участников этой героической эпопеи прибыл к мысу Лазарева на пароходе-корвете  «Америка» контр-адмирал П. В. Казакевич. После проводов  18 июня I860 г. контр-адмирал П.В. Казакевич  на пароходе-корвете «Америка»  отправился в поход по южным гаваням Приморья.  При содействии команд транспорта  «Манжур» и корвета  «Гридень» в гавани Новгородской (залив Посьета) он выставил военный пост, а 2 июля (20 июня по старому стилю) 1860 г. прибыл в только что основанный военный пост, названный Владивостоком, где осмотрел и одобрил план его застройки.