Эмиль Теодор Нино, фотограф (1845-1923)


ПРЕБЫВАНИЕ ЭМИЛЯ НИНО В НИКОЛАЕВСКЕ-НА-АМУРЕ в 1865 г.

Вид Николаевска  с берега Амура,  фото с сайта  http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Вид Николаевска с берега Амура, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
Слева направо: Александр Битаров (купец), Эмиль Нино, Семен Таболов (купец), фото с сайта  http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Слева направо: Александр Битаров (купец), Эмиль Нино, Семен Таболов (купец), фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
Эмиль Теодор Нино - это знаменитый французский фотограф, живший в конце XIX - начале XX века. Он оставил после себя богатую коллекцию фотоальбомов, посвященных этнографической тематике. Большинство работ Эмиля Нино находится на родине во Франции, более двухсот фотографий еще при жизни он отдал в Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова. Эмиль Нино (1845-1923 гг.) в начале XX в. был владельцем самого известного на Дальнем Востоке фотоателье. Основал он его в г. Хабаровске. В 2009 г. по инициативе Хабаровского отделения при поддержке Министерства культуры края, Научно- производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры была установлена и торжественно открыта мемориальная доска Эмилю Теодору Нино и его сыну. потомственному фотографу, старожилу города Хабаровска  Алексею Эмильевичу Нино.
 
 
Семья Эмиля Нино в фотоателье, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Семья Эмиля Нино в фотоателье, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
Фотоателье семьи Эмиля Нино,  фото с сайта  http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Фотоателье семьи Эмиля Нино, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
На открытии присутствовал их потомок Эмиль Георгиевич Нино и его супруга Стефания Нино, которые приехали из города Сиэтла (США).После присоединения Приамурского края к России Эмиль Нино в 1865 г. прибыл на Дальний Восток вместе со своим братом Евгением. Он входил в состав Парижского географического общества и издавал свои краеведческие заметки в журнале «Correspondance». Сведения самого различного характера отправлял Эмиль с берегов Амура в Париж. Наиболее популярными статьями о Дальнем Востоке стали следующие: «Путешествие в Сибирь», «Рыбный промысел на Амуре», «Рыбаки и золотоискатели», «Сибирские обычаи», «Чайный караван», «Свадьбы в Сибири».Эмиль Нино приехал сначала в Николаевск-на-Амуре. Здесь он ездил по деревням, расположенным на берегах Амура, фотографировал первых русских поселенцев, казаков, ссыльных, искателей приключений и золотоискателей, горожан, торговцев и аборигенов Амура.
 
 
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, фото с сайта  http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, фото с сайта  http://natpopova.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, фото с сайта http://natpopova.livejournal.com/
Первые снимки Эмиля Нино датированы 1870 г., а в 1887 г. фотограф предложил свои работы европейским журналам. В 1898-1899 гг. он работал для этнографов Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции, организованной Американским музеем естественной истории Нью-Йорка. Франц Боас, ответственный за эту экспедицию, назначил Бертхольда Лауфера, молодого ученого из Лейпцига, исследовать население Нижнего Амура и собрать этнографическую коллекцию. В марте 1899 г. он даже заказал у Боаса «небольшую фотокамеру» для фиксации визуальной информации в ходе полевых работ. В своем ответе Боас порекомендовал для съемок нанимать профессионального полевого фотографа, и Лауфер незамедлительно последовал этому совету . Им оказался Эмиль Нино, который сделал для экспедиции множество фотографий представителей коренных народов Нижнего Амура.Крупная коллекция фотографа хранится сегодня в редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки.
 
 
Эмиль Теодор Нино, 1860-е  годы (нажмите, чтобы увеличить)
Эмиль Теодор Нино, 1860-е годы
Эмиль Теодор Нино, 1860-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Эмиль Теодор Нино, 1860-е годы
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, 1860-е годы, (нажмите, чтобы увеличить)
Гиляки с Николаевска-на-Амуре, автор снимка Э.Нино, 1860-е годы,
Помимо фотографии Эмиль Нино занимался еще и коммерцией. Он и его брат Евгений Нино  были единственными агентами парижской фирмы «Братья Ревильон», специализировавшейся на меховых изделиях, и лондонской фирмы «Бритторус» в Восточной Сибири по закупке пушнины. Эмиль Нино завел контору в Хабаровске; имел агентов в Николаевске-на-Амуре  и в селе  Троицком.  Агенты принимали заказы от местных жителей на парижские товары (мебель, посуду, одежду и пр.) и вели торговые операции на месте.Работы Эмиля Нино пользовались большой популярностью в научной среде. Европейские исследователи, путешествуя по Амуру, приобретали фотографии Э. Нино. Например, в 1901 г. Луи Марен подарил их музею Гиме (Париж). В 1993 г. этот музей издал каталог «Границы Азии», где помещены уникальные снимки Э. Нино.
 
 
Фотографии Э. Нино во время посещения Хабаровска   цесаревичем Николем в 1891 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Фотографии Э. Нино во время посещения Хабаровска цесаревичем Николем в 1891 г.
Фотографии Э. Нино во время посещения Хабаровска   цесаревичем Николем в 1891 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Фотографии Э. Нино во время посещения Хабаровска цесаревичем Николем в 1891 г.
Когда создавался в Хабаровске музей, Э. Нино и здесь внес свой вклад. В книге поступлений есть запись о том, что он подарил 260 фотографий. Эта запись заверялась личной подписью автора. Эмиль был членом фотографического общества в Хабаровске, созданного в 1894 г., и единственным среди пятнадцати любителей профессионалом.Особенно ценны серии этнографических фотографий Эмиля Нино, сделанные во время поездок по Дальнему Востоку и Японии. Аборигенное население Дальнего Востока - это одна из краеугольных тем в творчестве великого фотографа. Эмиль Нино в своей студии собирал предметы быта, охотничий инвентарь. Людей в кадре располагал таким образом, что теперь без труда можно разглядеть обувь, головные уборы, вязь узоров на одежде.  Искусствоведы могут сравнивать, как современные умельцы относятся к эстетическим канонам произведений предков, не нарушаются ли традиции мастеров прошлого.
 
 
Доходный дом Э.Т.Нино в Хабаровске,  фото с сайта  https://vk.com/wall-71949042_5546?reply=5552 (нажмите, чтобы увеличить)
Доходный дом Э.Т.Нино в Хабаровске, фото с сайта https://vk.com/wall-71949042_5546?reply=5552
Доходный дом Э.Т.Нино в Хабаровске,  фото с сайта  https://vk.com/wall-71949042_5546?reply=5552 (нажмите, чтобы увеличить)
Доходный дом Э.Т.Нино в Хабаровске, фото с сайта https://vk.com/wall-71949042_5546?reply=5552
Крупная коллекция фотографа хранится сегодня в редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки.Эмиль Нино (1845-1923 гг.) в начале XX в. был владельцем самого известного на Дальнем Востоке фотоателье. Основал он его в г. Хабаровске. В 2009 г. по инициативе Хабаровского отделения при поддержке Министерства культуры края, Научно- производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры была установлена и торжественно открыта мемориальная доска Эмилю Теодору Нино и его сыну, потомственному фотографу, старожилу города Хабаровска Алексею Эмильевичу Нино. На открытии присутствовал их потомок Эмиль Георгиевич Нино и его супруга Стефания Нино, которые приехали из города Сиэтла (США).Сегодня работы Э. Нино не потеряли своей актуальности.Весной 2012 г. сотрудники Министерства культуры Хабаровского края совместно с Дальневосточной государственной научной библиотекой реализовали грандиозный проект по популяризации уникальных коллекций фотографий конца XIX - начала XX в. нашего земляка и фотографа  Э.Т. Нино