Этнический состав и расселение народов Приамурья в 17-18 веках


ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И РАССЕЛЕНИЕ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ В XVII- ХVIII веках

В Институте этнографии АН СССР в 1958 г. была заканчина работа по установлению родоплеменного состава населения Сибири ко времени прихода сюда русских. Некоторые результаты получены и в области изучения этнического и племенного состава населения Приамурья в период походов В. Д. Пояркова, Е. А. Хабарова и Онуфрия Степанова, т. е. в середине XVII в. Настоящий доклад знакомит с результатами этой части работы и с возникшими в связи с этим новыми проблемами и задачами. Данные материалы были опубликованы в Сборнике статей по истории Дальнего Востока, вышедшем в 1958 г. в издательстве Академии наук СССР. Изучение этнического, племенного и, где это было возможно, родового состава населения Приамурья  имеет тем большее значение, что с середины XVII в. состав населения Приамурья значительно изменился вследствие выселения императорским маньчжурским правительством Китая даурского и дючерского населения Амура из низовьев р. Сунгари в глубь Маньчжурии — в 1654 г. на р. Нонни (Наун) и в 1656 г. на р. Муданцзян (Хурху). Для истории и исторической этнографии имеет особенно важное значение установление именно того первоначального расселения этнических и племенных групп Приамурья, которое сложилось стихийно в результате многовекового исторического развития народов бассейна Амура до XVII в.
 
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы
Как известно, история русской колонизации Амура в XVII в. разделяется на два периода. Первый начался с похода В. Д. Пояркова (1643—1646 гг.), а затем (в 1649—1658 гг.) связан с деятельностью на Амуре Е. А. Хабарова и Онуфрия Степанова. Второй период (1665—1689 гг.) начался с приходом на Амур отряда Никифора Черниговского, постройкой г. Албазина и закончился в связи с заключением Нерчинского договора и уступкой Амура Китаю.Таким образом, несомненно, что в 1655-1656 гг. весь Амур, до моря, входил в состав русских владений.
 
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы
От первого периода до нас дошли основные материалы, характеризующие этнографический состав, расселение и численность населения долин Амура и Зеи. От второго периода, когда дауров и дючеров уже не было на Амуре и Зее, а гиляки, натки (ачаны) были за пределами русских владений, у нас имеются материалы лишь о предках не- гидальцев на Амгуни и о некоторых других группах тунгусов с левых притоков Амура. В это время территория русских владений на Амуре называлась Албазинским уездом, который официально оформился к 1684 г. Мы условно будем называть Албазинским уездом всю территорию русских владений на Амуре в XVII в. в течение обоих отмеченных выше периодов.  Основными этническими группами населения территории Албазинского уезда ко времени походов Пояркова и Хабарова были дауры, дючеры (маньчжуры), натки (они же, или часть их, ачаны,— предки нанайцев и ульчей) , гиляки (нивхи) и тунгусы (эвенки). К второму периоду, как мы знаем, дауров и дючеров на Амуре уже не было, но зато там появились некоторые группы тунгусов Якутского и Нерчинского уездов.
 
Групповое катание на санках по Амуру. Фото неизвестного автора. 1890 -е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Групповое катание на санках по Амуру. Фото неизвестного автора. 1890 -е годы
Нам известны следующие основные группировки дючеров (см. карту): 1) на Амуре, ниже современного Айгуна и выше Малого Хингана (так называемые гогули); 2) вниз от Малого Хингана и несколько не доходя устья правого притока Амура — р. Дондон, до района современного с. Сарапульского; 3) в низовьях Сунгари (Шингала); 4) в низовьях Уссури (от района устья Бикина и далее вниз).      Общая численность этих известных русским в XVII в. групп дючеров определена нами в 10,6 тыс. чел. Из них гогулей было около 4 тыс. чел., остальных амурских дючеров тоже около 4 тыс. чел., в низовьях Сунгари — около 2 тыс. чел. и в низовьях Уссури — около 600 чел. Численность трех последних групп дючеров установлена по упоминавшейся выше ясачной книге Онуфрия Степанова 1655—1656 гг., исходя из предположения, что каждый взрослый мужчина платил по 1 соболю. Численность гогулей, которые к 1655—1656 гг. уже были переселены на р. Нонни, определена на основе данных Е. А. Хабарова, сообщившего, что они жили в 120 улусах — по 10 юрт в улусе, по аналогии с другими районами Амура, населенными дючерами и даурами.
 
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы
Обитателей берегов Амура, живших ниже устьзейских дауров и выше Малого Хингана, гогулями назвал в одном случае Хабаров. В. Д. Поярков же определенно указывает, что ниже устья Зеи по Амуру живут дючеры. О дючерах между устьем Зеи и Малым Хинганом упоминает и Хабаров, а также и казак Терентий Ермолин, проплывший по Амуру в 1652 г. Отсюда мы делаем заключение, что гогулями называлась группа дючеров. Предположение В. И. Огородникова, что между устьем Зеи и Малым Хинганом дючеров «было, по-видимому, немного сравнительно с подавляющим местным дауро-гогульским населением», ошибочно и лишь еще больше запутывает вопрос о гогулях.Несомненно, что ниже устьзейских дауров по Амуру, вплоть до «камня» жили дючеры, следовательно, название «гогули» должно быть вторым, вероятнее всего — территориальным названием этой группы дючеров. Л. Шренк справедливо отверг мнение П. П. Семенова, что гогули это тот самый народ, который впоследствии стал именоваться гольдами. Но в мнении Семенова была доля истины. Название «гогули», по всей вероятности, построено на том же принципе, что и название «гольды», и притом на родственном нанайскому (гольдскому) языке. Н. А. Липская отмечала, что термином «голдых», «голды» и «гогды» нанайцев обозначали жившие ниже их по Амуру негидальцы, ульчи и тумнинские орочи.
 
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы
«Голды», «гогды» означало — живущие вверх по реке. Такие названия, как известно, иногда превращались в самоназвания и общепринятые названия (ср., например, «сологон» у эвенков и т. д.). Гогули обитали выше по Амуру, чем другие группы маньчжуроязычного населения этой реки, и название «верхний народ» как нельзя более пристало к ним. Мы считаем, что термин «гогули» представляет словосочетание типа нанайского «гог-голо», что именно и означает «верхний народ». Следовательно, гогули — это лишь верхняя по Амуру террито-риальная (может быть, племенная) группа дючеров.Дючеры жили поселками (улусами). Как мы уже знаем, у гогулей, по данным Е. А. Хабарова, было 120 таких улусов. По ясачной книге О. Степанова, у остальных приамурских дючеров (не считая гогулей) было 47 улусов, у сунгарийских — 21 улус, уссурийских — 8 улусов.
 
Голдьдская женщина со своими  детьми. Фото неизвестного автора. 1890- е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Голдьдская женщина со своими детьми. Фото неизвестного автора. 1890- е годы
Названия некоторых дючерских улусов, фигурирующих в ясачной книге Степанова, совпадают с названиями селений XIX—XX вв., например: улус Кайчин (ср. Коця), Гарманиунский (ср. Гармахо), Коргутский (Кудюрко), Дыркинский (Дырки), Кингейский (Киннели), Намдорский (Абдаре), Конгунский (Хунгаре), Нелбицкий (Нелбу), Авунский (Ауа), Укшиминский (Уксуми), Хатунский (Хотон-гирин), Футиев (Футьхэ), Ендонский (Индамо), Буринсков (Бури) и т. д. Но родовых групп у дючеров, по русским источникам, не зарегистрировано. У гогулей был известен лишь князец Тоенча, который платил ясак со 100 чел., т. е. имел всего около 400 чел. Списка их улусов у нас нет.
 
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
Гольдская деревня. Фото неизвестного автора. 1890-е годы
Переходим теперь к наткам — предкам нанайцев и ульчей. Выделить натков в ясачной книге Онуфрия Степанова 1655 г. затрудняет то обстоятельство, что Степанов под названием «дючеры» объединял и собственно дючеров и натков. Тем не менее, можно считать, что улусы, с которых Степанов собирал ясак с 30 августа 1655 по 24 сентября того же года, населяли именно натки, а не дючеры. Записи о сборе ясака с этих улусов непосредственно предшествуют записям о сборе ясака с гиляков. По-видимому, Степанов медленно спускался вниз по Амуру и по дороге собирал ясак с натков. Улусы натков начинались немного ниже того места, где сейчас находится с. Сарапульское.  Первые 11 улусов населяли, видимо, предки нанайцев (гольдов). Исходя из количества уплаченного ими ясака, мы определили их численность в 2000 чел. Остальные 8 улусов, вероятно, населяли предки ульчей. Их было около 1500 чел. Предков нанайцев мы будем в дальнейшем называть «верхними натками», а предков ульчей — «нижними натками». Так мы их и обозначаем на карте.Приводим названия улусов натков и соответствующие им названия нанайских и ульчских селений по этнографической карте Л.И. Шренка
  • Болинский  (оз.Болон)     - Чежурский (Джаре)
    Гольдская женщина. Фото неизвестного автора. 1890-е годы (нажмите, чтобы увеличить)
    Гольдская женщина. Фото неизвестного автора. 1890-е годы

  • Шаргунский (Саргу)        -  Чажинский (Джап)
  • Мая (Маи)                 -  Чегадынский (?)
  • Ачанский (Амча)           -  Атузинский (?)
  • Чюланский (Цоляци)        -  Мангулинский (Монголе)
  • Дифунский (Дзифу)         -  Ынгонский (?)
  • Кодосунский (Кодасэндэ)   - Чаушинский- (Чюча ?)
  • Низырский-(?)             -  Кизинский  (Кидзи)
  • Хуминский (Хоме)          -  Баранский- (?)
  • Паганский (Пахале)        - Барачинский) - (?)

Как мы знаем, Степанов называл натков дючерами. С другой стороны, предков ульчей — нижних натков — Поярков смешивал с гиляками. Должно быть, верхние натки — предки нанайцев, действительно принадлежали к племени дючеров, только не скотоводов и земледельцев, а рыболовов и охотников. Такие северные охотничье-рыболовческие ответвления давали многие скотоводческие народы Центральной, Средней и Северной Азии, например угры, кеты, тюрки, тунгусы. Между тем, нижние натки, предки ульчей, хотя, видимо, и являлись дючерским (маньчжурским) по языку племенем, но по происхождению представляли смесь аборигенов низовьев Амура с дючерами, тунгусами, айнами. Сильное увеличение численности нанайцев в период с XVII— конца XIX в. объясняется, вероятно, тем, что после выселения дючеров с Амура и Уссури нанайцы заняли большую часть освободившейся территории и, следовательно, в состав этого племени вошли новые группы дючеров, а также тунгусов и др. Очевидно, это был путь, по которому в основном шло формирование современного нанайского народа. Выселение маньчжурским правительством земледельцев-дючеров с Амура и Уссури превратило предков нанайцев в единственных обитателей Амура в районе устьев Сунгари и Уссури и стимулировало процесс поглощения ими разных новых маньчжурских и тунгусских выходцев, а также тех дючерских «остальцев», которые сохранились на Амуре после выселения основной массы дючеров-земледельцев.