История Дальневосточной железной дороги.

Назад Вперёд

ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Дальневосточная железная дорога свое первое название — Уссурийская — получила от названия реки Уссури, вдоль которой в первоначальных границах протянулась она от Владивостока до Хабаровска. При строительстве называлась Уссурийским участком Сибирской железной дороги, разделенным на две части, две дороги: Южно-Уссурийскую (Владивосток—Графская) и Северо-Уссурийскую (Графская—Хабаровск). Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялось 19 мая 1981 г. во Владивостоке. Этому способствовали многочисленнные споры. В частности, ещё в 1875 г. было высказано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до озера Ханка.

В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить ряд участков Сибирской дороги от Томска до Сретенска и участка от Владивостока до поста Буссе (пос.Буссовка). В июне 1887 г. на совещании министров было принято решение приступить в ближайшее время к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги.В 1887 г. была отправлена экспедиция для проведения изыскательных работ на участке от станции Буссе на Уссури до Владивостока. Первым изыскателем, а затем первостроителем Южно-Уссурийской железной дороги Министерство путей сообщения России назначило инженера путей сообщении Александра Ивановича Урсати. Однако, несмотря на его большие заслуги, ни одна из станций дороги не была названа его именем.

Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные рабты и описание местности, собирали данные о климате, местных топливных ресурсах, стройматериалов, а также возможностях земледелия. В течение 2- лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения. В процессе проектирования и строительства Северо-Уссурийской железной дороги на участке от Бикина до Хабаровска ряд станций были названы в честь инженеров-первостроителей: руководителя участка Леона Маврикиевича Розенгардта, Владимира Владимировича Гедике, Владимира Семеновича Иловайского, Николая Сергеевича Кругликова, Ореста Полиеновича Вяземского, Николая Федоровича Дормидонтова.

В 1890 г. Приамурский генерал- губернатор А.Н. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г. Александр III утвердил решени о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток- Никольское ( г.Уссурийск) — Спасское (г.Спасск-Дальний) — станция Графская ( г.Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, находившийся во Владивостоке проездом из Японии в Петербург, который лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. В 1894-1896 по маршруту строящейся магистрали проехал по заданию Всемирной транспортной комиссии художник и фотограф Уильям Генри Джексон, оставивший после себя более 25 тысяч различных фотоизображений, которые дают нам возможность увидеть отдельные моменты жизни наших предков на территории нашего региона.