Национальное поселение -село Сикачи Алян

Назад Вперёд

Месторасположение села: Хабаровский край-Хабаровский район -с.Сикачи-Алян

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ — СЕЛО СИКАЧИ-АЛЯН

Авторы текста и фотографий: Dmitru Dkphoto - Вадим Попов

Фотографии с сайтов:   Досужие фотозарисовки - Сикачи-Алян - Петроглифы Сикачи-Аляна -  Поэма о каменных лосях Сикачи-Аляна

В 1919 году, по данным справочника, изданного во Владивостоке, на месте Сикачи-Аляна существовало нанайское стойбище под названием «Гальбу». Упоминается оно и в 1890 году, когда в селении было шесть юрт. Стойбище располагалось между двумя мысами: «Гасян» – верхний мыс и «Сакачи» – нижний мыс. По-видимому, здесь же существовало ещё одно незначительное селение «Алян», т.к. оно упомянуто в 1912 году. В 1960 году Гальбу, рыбобаза и русская деревня, видимо, стоявшая на месте Аляна, стали называться одним названием «Алян». А потом название нижнего мыса и этого селения объединились в «Сакачи-Алян», и до 30–40-х годов XX века эту нанайскую деревню так и называли. Таким образом, название нижнего мыса «Сакачи» существовало издревле, как и, возможно, «Алян». Существовала деревня Гальбу, название которой не имело отношения к петроглифам, мыс Гасян, у которого находится основная группа рисунков, мыс Сакачи и стойбище Алян (Аля), тоже расположенные вдалеке от них. 

В 60-х годах академик А.П.Окладников пытался разобраться с переводом на русский язык названия деревни и предложил вариант от русского слова «секач» т.е. кабан, тем более было найдено его изображение в петроглифах, отсюда и получилось: «Кабаны бегали». Позже военный топограф Г.Г.Левкин нашёл, что в переводе с эвенкийского языка название нанайского села можно было бы истолковать по-русски как «Прожить годы около мутной воды», или же «Перевал, с которого бежит мутная вода». Но чувствуя явную натяжку перевода, он прочёл слово «сака» из орочского языка в русской интерпретации как «злой дух», а «алан» – «необитаемое место». Использование других языков, по мнению Левкина, допустимо, т.к. нанайский язык вобрал в себя слова разных народностей. Таким образом, участок берега с петроглифами-личинами удалось связать с приемлемым переводом – «Место злого духа», или же – «Место, где обитают души людей, не попавших в загробный мир», или – «Место, где живут души предков». Из этого, правда, следует, что нанайцы боялись этого места и не могли проводить там свои ритуальные шаманские отправления. Кроме того, известно, что они запрещали своим детям посещать территорию петроглифов, что понятно. Для своих религиозных обрядов они имели другое место на берегу – за мысом Гасян, ближе к п. Малышево, где в природных конфигурациях имеются изображения шамана, старухи, сэвенов, собаки и др. Получается, что хоть название деревни и ассоциируется с петроглифами, но сами нанайцы, а значит и их предки, отношения к ним не имели. (Источник: http://omskmark.moy.su/publ/esse_club/izbornik_rus/2012_v_v_popov_poehma/56-1-0-468#t20c).

Сикачи-Алян – это небольшое нанайское село, находящееся на берегу Амура ниже Хабаровска. По дороге расстояние от города составляет около 75 километров. Знаменито село тем, что рядом находятся петроглифы – древние изображения, высеченные на базальтовых валунах. На повороте с трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре в сторону Сикачи-Аляна установлена небольшая стела.Сама дорога на удивление неплоха. Если, немного не доезжая села, повернуть направо, на грунтовку, ведущую в лес, можно попасть в еще одно интересное место – на эколого-туристический комплекс «Велком», где среди прочего создан небольшой, но весьма оригинальный музей аборигенной культуры Амура. Правда, дорогу в лесу «преграждает» грозная табличка, мол, без разрешения администрации комплекса дальше ехать нельзя. Как показал опыт, все может решить прямо на месте звонок по указанному в табличке телефону.

Зал музея занимает второй этаж этого здания, внизу расположено кафе. Насколько я помню, меню в нем весьма лаконичное, но цены очень невысокие. Про качество ничего сказать не могу, не тестировал. Билеты на осмотр экспозиции тоже дешевые, а вот разрешение на фотосъемку стоит совершенно невообразимые деньги. Видимо, рассчитано это на богатых иностранцев. Мне, к счастью, любезно разрешили фотографировать бесплатно  Экспозиция включает в себя небольшие археологические коллекции, составленные из находок, полученных от местных жителей и в ходе раскопок. Большая часть экспонатов – новоделы, как эта украшенная вышивкой праздничная одежда из рыбьей и оленьей кожи. Вообще коренные народы Приамурья, основу мировоззрения которых составляли древнейшие верования, культ природы и шаманство, уделяли огромное значение орнаменту. Он выполнял как эстетическую, так и защитную (конечно, от злых духов!) функцию. Хоть примитивная, но самобытная культура этих народов насчитывает более пяти тысяч лет. 

Встречаются в музее и действительно древние предметы, например эти сосуды. Надпись рядом гласит, что они относятся к VII-II тысячелетиям до нашей эры. Если честно, первый предел приводит меня в некоторое недоумение. Впрочем, я не археолог, и судить мне трудно. На территории Хабаровского края издревле проживают восемь коренных малочисленных народов. Это нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены. По лингвистическому признаку их относят к тунгусо-маньчжурам (кроме нивхов – палеоазиатов). 

Наиболее многочисленны в нижнем течении Амура нанайцы – их проживает около 12 тысяч человек. Раньше их еще называли гольдами, а вообще имя этого народа образовано от самоназвания – «нани», что означает «здешний человек». В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы. Самая интересная часть экспозиции находится под открытым небом. Здесь воссозданы жилища и частично быт аборигенных народов в разные периоды, начиная с каменного века.На этой фотографии видны хранилище для сушеной рыбы и речная лодка. 

Архитектурно село Сикачи-Алян ничем особенным не примечательно. Выделяются разве что памятник сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и ухоженным зданием культурного центра (за кадром). По одной из версий, имя «Сикачи-Алян» произошло от нанайских слов «сакачиори», что означает «выспрашивать», и «алян», означающим границу между миром живых и царством духов. Население села, впрочем, вполне не бесплотно: его составляют около трехсот человек, все они этнические нанайцы. 

Живут тут очень небогато. Постоянная зарплата есть только у немногочисленных бюджетников, в основном же люди промышляют натуральным хозяйством и изготовлением сувениров. Я читал, что, к примеру, халат из рыбьей кожи местные умельцы продают за 10 тысяч рублей, «шаманский» бубен – за 8 тысяч, прогулка на моторной лодки вдоль берега стоит 500 рублей в час. Тут же можно за деньги услышать из уст какой-нибудь бабушки национальные легенды, а представители молодого поколения перескажут их на сносном английском. Предлагается также участие в разных обрядах и т.д. Однако не стоит думать, что все это проливает на население села золотой дождь.

Поток иностранных туристов сюда весьма невелик, а хабаровчане предпочитают посещать Сикачи-Алян лишь для того, чтобы поесть шашлыков на лоне природы. Когда, рассудив, что древние наскальные рисунки – это все же их историческое наследие, жители села установили будку со сторожем и стали собирать по сто рублей с туриста, городская администрация это моментально запретила, указав, что нужно оформить соответствующе предприятие, получить разрешение, а цены необходимо согласовывать в Минэкономразвития. Тут, думаю, правых нет. Согласен, что деньги с туристов брать – это нормально и правильно. Вот только большая часть вырученных средств должна не проедаться, а идти на реставрацию и охрану самого памятника. Хуже другое. Нанайцы всегда занимались в основном охотой и рыбной ловлей.

А теперь им разрешено ловить в Амуре рыбу строго в определенное непродолжительное время, причем соответствующих лицензий на все село дают очень мало. А из-за прохождения в 2005 году по реке бензольного пятна из Китая, рыбная ловля и вовсе официально запрещена. Трудно жить в Сикачи-Аляне, трудно… Однако тут вспомнилась экскурсия в эти места много лет назад, когда я еще был школьником. Дело было весной, из-за паводка и отвратительного состояния дорог туристический автобус не мог доехать до самого села. Он подвез группу куда-то в его окрестности, но требовалось переправиться через некий полноводный ручей. Не беда – местный нанаец с лодкой согласился подработать. Перевозил он нас по три-четыре человека. Когда все дети и женщины уже были на другой стороне, лодочник решил, что заработанного ему на пару бутылок хватит и решил свернуть «коммерцию». Как его тогда не убили разлученные семьи – ума не приложу! 

Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, уличи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этноэкологического туризма

Ссылка на источники информации:

  • Досужие фотозарисовки -Сикачи-Алян: http://dkphoto.livejournal.com/14502.html
  • Петроглифы Сикачи-Аляна: http://sapiens4media.livejournal.com/828598.html
  • Поэма о каменных лосях Сикичи-Аляна.http://omskmark.moy.su/publ/esse_club/izbornik_rus/2012_v_v_popov_poehma/56-1-0-468#t20c