Туристические походы на хребты Ям-Алинь и Тайканский.

Назад Вперёд

Место расположение туристического маршрута: Хабаровски край:  Тугуро-Чумиканский район - район им.Полины Осипенко

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД НА ХРЕБТЫ АМ-АЛИНЬ И ТАЙКАНСКИЙ

ОРГАНИЗАТОР ПОХОДА

Краевое государственное учреждение "Хабаровский краевой центр спорта" Адрес: г.Хабаровск, ул.Калинина 79а. Тел. 31-20-07. Поход проводился в год 35-летия Хабаровского клуба туристов ГОРИЗОНТ, все участники - активные члены клуба на протяжении многих лет. Адрес: 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 158. Дата проведения похода 15.07-16.08.2005 г. Руководитель Деревяшкин С.В. (Хабаровск).

РАЙОН ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА

Россия, Хабаровский край, район им.П.Осипенко и Тугуро-Чумиканский район. Северная часть хр.Ям-Алинь, Тайканский хребет. Горный хребет Ям-Алинь расположен на границе Хабаровского края и Амурской области РСФСР, является северным продолжением Бурсинского хребта. Водораздел рек бассейнов Селемджи и Амгуни. Длина 180 км, высота 2295 м . Сложен главным образом гранитами и кристаллическими сланцами. Нижние части склонов (до высоты 1500 м) покрыты хвойными лесами; выше — заросли кедрового стланика и горная тундра. Горный хребет Тайкинский расположен на границе Амурской области и Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. Вершины Тайкинского хребта (до 2384 м) вдвое выше вершин таких хребтов как Селемджинский, Янкан и отличается от них иным рельефом. Между хребтами Тайканским, Бюко и Ям-Алинь берет начало река Мутикан двумя истоками ( Левый и Правый Мутикан). Длина реки — 162 км. площадь водосборного бассейна — 2320 км². В центральной части хребта, где высоты более 1800 м, рельеф альпийский (возможно, есть каменные глетчеры и каровые ледники). Кроме большей высоты на рельефе сказывается и близость к Охотскому морю.

ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА

г.Хабаровск - ст.Постышево (п.Березовый) - р.Нимелен - р.Мата - р.Оголно - пер.(н/к )- р.Инарагда - пер.(н/к) - р.Селиткан - р.Авлан - пер.(1Б) - руч.Таежный - р.Муникан - р. Пр.Муникан - пик.Горизонт (в.2370) (1Б) - р.Пр.Муникан - пер(2А) - р.Каменистая - пер.(н/к) - р.Лев.Муникан - пер.(1Б) - р.Тонум-Макит - р.Тором - руч.Водопадный - пер.(1А) - р.Пр.Бургала - оз.Бургала - пер(1А) - р.Верх.Оонган -пер.(1А) - р.Пр.Оонган - р.Оонган. - пер.(1А) - р.Тыль - руч.Левый - пер(н/к) - р.Пр.Нелькан - пер.(1А) - р.Тайкан - р.Уда - п.Чумикан - г.Хабаровск.

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА, ЕГО НЕОБЫЧНОСТЬ

Летом 2003 года, поднявшись на в.Город-Макит, которая находится в центральной части хребта Ям-Алинь, мы увидели далеко на севере достаточно высокий горный район. Это был Тайканский хребет. Его далекие синие вершины манили к себе. И мы поставили себе цель пройти по этим диким, затерявшимся в Дальневосточных просторах, горам; преодолеть ни кем не пройденные перевалы, каньоны, истоки горных рек; совершить восхождение на в.2370 м., которая находится на стыке хребтов Ям-Алинь и Тайканского и является одной из наиболее высоких вершин Хабаровского края. Материалов о походах в этом районе мы нигде не обнаружили, и поэтому могли считаться первопроходцами этого района в туристском плане. Соответственно, одной из задач похода было составление хотя бы поверхностного описания северной части хребта Ям-Алинь и Тайканского хребта, так как для более подробного исследования этого района было не достаточно времени в связи с удаленностью его от населенных мест и путей сообщения. Этот поход в отличие от множества других спортивных походов специально не усложнен. Все препятствия, как локальные, так и протяженные, запланированные и внеплановые были преодолены группой с одной целью: как можно более рационально и грамотней пройти очень протяженный линейный маршрут, проходящий в большом удалении от населенных мест в полной автономности без организации забросок в достаточно сложном районе, практически не посещаемом до этого туристскими группами.

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

Подъезд. Поезд №351 Владивосток-Сов.Гавань от ст.Хабаровск до ст.Комсомольск-на-Амуре. Цена билета, плацкарт 225 р. отправление 7.33. Прибытие 17.20. Далее поезд № 963 ст.Комсомольск-на-Амуре - ст.Тында до ст.Постышево. цена билета плацкарт 247 р. отправление 19.30, прибытие 0.50. Есть еще вариант доехать до ст. Постышево от Хабаровска на междугороднем автобусе сообщением Хабаровск - Бриакан. 2 раза в неделю вторник, пятница. Отправление 8.00 прибытие 20.00. цена билета 800 р. Затем со ст.Постышево к началу маршрута на р.Нимелен мы забрасывались на вертолете, который завозил туда группу рыбаков-спортсменов. Время лета 1 ч. 10 мин. Отъезд: из п.Чумикан летом есть практически один вариант выезда. Это самолет. Но билеты нужно заказывать заранее. Цена билета до г.Хабаровска 4 100 р., отдельные условия оплаты багажа. Время указано местное.

АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

С выходами в случае аварийной ситуации достаточно сложно. Это связано с малонаселенностью района путешествий, его большой удаленностью от населенных пунктов, практическим отсутствием дорог и вьючных троп. Есть три варианта в зависимости от места нахождения группы на маршруте: (1)  в первой части маршрута (хр.Ям-Алинь) это выход на реки бассейна р.Селемджа, вдоль которой есть вьючные тропы, и далее в район п.Златоустовск; (2)  во второй части маршрута (хр.Тайканский) это выход на реки бассейна р.Уда (р.Ними, р.Нелькан) и далее к п.Удское; (3) 3. в третьей части маршрута (р.Тыль; р.Тайкан) выход по этим рекам в п.Чумикан.

Так как маршрут является линейным и вытянутым практически в одном направлении с юга на север и северо-восток, запасных вариантов немного: (1) 1. при невозможности преодолении перевала р.Пр.Муникан - р.Каменистая, группа уходит вниз по р.Пр.Муникан, и затем по р.Муникан и р.Лев.Муникан к перевалу в р.Тонум-Макит. Но этот планируемый запасной вариант, как оказалось, нельзя реализовать. Р.Пр.Муникан в средней и нижней части очень сложна и небезопасна для прохождения из-за каньона, сведений о котором у нас не было; (2) 2. после оз.Бургала ожидался очень сложный перевал в р.Верх.Оонган. Как запасной планировался перевал в р.Ними-Макит и затем перевал в р.Пр.Оонган. Но преодоление перевала не составило особой сложности для группы; (3) 3. после впадения р.Левая в р.Тыль при тяжелом физическом состоянии группы, либо сложных погодных условиях как запасной вариант планировалось движение вниз по р.Тыль и далее после впадения р.Амбардак по старому зимнику к п.Чумикан.

Источник информации: Сайт «Скиталец» http://skitalets.ru/foot/2007/khabarovsk_derevyashkin/#12

ЭКСПЕДИЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КЛУБА «DROPГОРЕ» ПО РАЗВЕДКЕ ГОРНОГО ЦИРКА В РАЙОНЕ ОЗЕРА МАЛАХИТОВОЕ (хр. Ям-Алинь)

Завершилась экспедиция Хабаровского спортивного клуба «Droprope», специализирующегося на развитии экстремального вида спорта – роупджампинга. Целью экспедиции являлось разведка горного цирка в районе оз. Малахитовое, находящегося в центре труднодоступного хребта Ям-Алинь района им. П. Осипенко, для поиска естественного рельефа и установления мирового рекорда по роупджампингу. Группа пешком преодолела почти 70 километров заснеженной тайги, горные склоны и множество бродов через реки. Спортсмены несколько раз видели диких медведей, во время восхождений попали в снежную лавину.

Вот что рассказал корр. РИА «АмурПРЕСС» руководитель команды экстремалов Алексей Пыхов:- К экспедиции к горному озеру Малахитовое мы готовились почти 6 месяцев, много раз переносили ее  по различным причинам, и вот 12 октября группа прибыла в с. Бриакан, в этот день шел снег. Нас на автомобиле Урал забросили к началу пешеходной части маршрута к устью р. Мунали района им. П. Осипенко. Целью экспедиции была разведка горного цирка в районе оз. Малахитовое. Нам необходимо было провести осмотр отвесной стены и узнать, подойдет ли она для установки мирового рекорда по роупджампингу на естественном рельефе. Идти было сложно, в первый день шел густой снег, в последующие дни температура опускалась до – 20. Горы уже давно были в снегу, местами глубиной до 1 метра. Достигнув места, нам необходимо было совершить восхождение на доминирующую высоту 2100 метров для определения уровня «выполаживания» стены. Восхождение особой технической сложности не представляло, но местами густой снег существенно замедлял наше движение. После восхождения и измерения угла наклона стены стало понятно, что мировой рекорд установить на этой стене не получится, и для роупджампинга она не подходит. В ближайшее время мы планируем провести еще две серьезных экспедиции по различным хребтам Дальнего Востока, обследовать несколько перспективных районов и найти подходящую стену для установления мирового рекорда по роупджампингу.

Напомним, что в 2012 году спортивный клуб Droprope совершил прыжок с 82-метрового Амурского столба «Белый столб», тем самым установив рекорд Дальнего Востока по прыжкам с естественного рельефа. Теперь в планах клуба установление мирового рекорда и прыжки с высоты естественного рельефа более 250 метров.

Источник информации: сайт http://www.amurpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21539:2013-10-23-06-34-45&catid=1:latest-news&Itemid=69