Государство Бохай (698-926 гг.)

Государство Бохай (698 - 926 гг.)

Данный раздел взят из учебного пособия «История Дальнего Востока России», изданного при участии ДВГУ, ТИДОиТ и авторского коллектива в лице Плохих С.В., Ковалева З.А. 

Племена мохэ. В III - VII веках нашей эры на территории Приморья, Маньчжурии и Приамурья проживал народ мохэ. Жили они общинными поселениями, которые в свою очередь объединялись в племена. Мохэсцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, используя для вспахивания земли лошадей и свиней. В мохэском обществе шел процесс образования классов. У них существовало разделение на знать, простых общинников и неполноправное население. Основную часть доходов мохэская знать получала от войн с соседними народами, а также в виде даров от простых общинников.

 

За свои привилегии вожди и старшины выполняли важные административные и судебные функции и защищали население от набегов врагов. Таким образом, у мохэских племен в результате социально-экономического развития происходит постепенный переход от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям, от родоплеменной организации к государственности.

Мохэ подразделялись на семь территориально-племенных объединений, возглавляемых родоплеменными предводителями, или вождями, каждый из которых был независим от других и управлял самостоятельно. У одного из этих племенных объединений - сумо мохэ зародилось первое государство тунгусо-маньчжурских народов — Бохай. Бохайское государство (698 - 926 гг.) было первым раннеклассовым объединением на территории Дальнего Востока России.

Оно включало Маньчжурию, Приморье и Северную Корею. На севере государство Бохай соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй" - Черная река - древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге - с корейским государством Силла. Объективные и субъективные предпосылки образовании государства Бохай. Главной предпосылкой возникновения государства Бохай являлось наличие производящего хозяйства, земледелия и животноводства у наиболее развитых мохэских племен. Однако нельзя сбрасывать со счета и внешнеполитический фактор, а именно yгpoзy завоевания мохэских племен сначала древнекорейски м государством Когуре, а затем китайской империей Тан. Непосредственным толчком к объединению в единый союз, а затем в государство послужило военное давление со стороны китайской династии Тан. Часть мохэ после 30 лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа мохэ и стала ядром, вокруг которого произошло объединение всех мохэ. Они разбили посланное китайское войско и в 698  Оно включало Маньчжурию, Приморье и Северную Корею. На еевере государство Бохай соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй" - Черная река - древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге - с корейским государством Силла.

Объективные и субъективные предпосылки образовании государства Бохай. Главной предпосылкой возникновения государства Бохай являлось наличие производящего хозяйства, земледелия и животноводства у наиболее развитых мохэских племен. Однако нельзя сбрасывать со счета и внешнеполитический фактор, а именно yгpoзy завоевания мохэских племен сначала древнекорейски м государством Когуре, а затем китайской империей Тан. Непосредственным толчком к объединению в единый союз, а затем в государство послужило военное давление со стороны китайской династии Тан. Часть мохэ после 30 лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа мохэ и стала ядром, вокруг которого произошло объединение всех мохэ. Они разбили посланное китайское войско и в 698 г. вождь мохэ Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 г. после нормализации отношений с Китаем, государство получило новое название - Бохай. Необходимо в качестве субъективного фактора образования бохайского государства выделить личные качества Да Цзожуна, который был прекрасным стратегом и дальновидным политиком. Получив пожалование на “владение Бохай" от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности, как вассального правителя, заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с “данью". В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Так, “дань" и получаемые в ответ на нее “подарки” фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского “Сына Неба” поднимало престиж правителя, как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов.

В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией, Силла и другими государствами и даже позволяли себе недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность - собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран.

Государство Бохай

Государственное устройство и административно-территориальное деление Бохан. Государственный и общественный строй государства Бохай выглядел следующим образом. Во главе находился король (ван). Его ближайшие родственники занимали высшие должности в государстве. Рангом ниже располагались представители шести наиболее знатных родов и служилая знать. В источниках упоминается 49 таких семей. Фундамент общественной пирамиды занимали многочисленные производители материальных благ - бохайские ремесленники и крестьяне, объединенные в общины. Внизу находились несвободные люди (крепостные и рабы).

Территория бохайского государства делилась на 5 столиц и 15 областей. Все области состояли из 62 округов, а округа из 125 уездов, каждый уезд - из городка или нескольких городков и близлежащих деревень. Главной столицей, начиная с середины VIII века, была Верхняя Столица, остатки которой находятся в провинции Хэйлунцзян, КНР. Местонахождение многих бохайских областей до сих пор вызывают споры среди ученых, однако не вызывает сомнений то, что на юге Приморья находилась бохайская область Шуайбинь, названная так по древнему названию реки Раздольной (Субинь - Шуайбинь - Сюйпинь - Суйфэнь - Суйфун).

Бохайские короли основывали свою власть не на реальном экономическом могуществе, а на своем ритуальном статусе в идеологической жизни страны. Гражданское управление осуществляли чиновники, во главе которых находилось два министра, “правый и левый”. Министрам подчинялись шесть департаментов. Департаменты левого министра носили названия: первый - справедливости, второй - человеколюбия, третий - правосудия. Департаменты правого министра носили названия: первый - благоразумия, второй - обычаев, третий - верности. Чиновники делились на ранги и носили подобающую каждому рангу одежду и знаки отличия. Регионами управляли наместники. Ими могли быть родственники короля, его соратники или крупные местные племенные вожди. Эти региональные наместники назначали или утверждали чиновников и старейших на местах, собирали налоги с крестьян и дань с зависимых племен, отправляя их в центр.

Короли опасались сепаратизма среди региональных наместников. Наследственные местные аристократы и вожди племен заменялись присылаемыми на время из центра чиновниками. Эти чиновники больше зависели от короля, чем местная знать. Другим способом контроля был постоянный переезд короля со своей свитой по различным провинциям. Возможно, именно желание улучшить систему политического контроля послужило причиной формирования системы “пяти столиц” в Бохае и других государствах Дальнего Востока. Для военного управления существовал совет военачальников. В военном сословии военачальники, подобно чиновникам, подразделялись на две группы – начальников отрядов левой и правой армии. С течением времени Бохай создал надежную опору своего внешнеполитического могущества - сильную армию и флот. 

Бохайские воины не раз совершали смелые морские походы на южных соседей в Корее и на Японские острова, наводя ужас на их жителей. Классовая структура бохайского государства и социальные отношения в нем недостаточно ясны. Известно, однако, что в Бохае были рабы. О наличии рабов свидетельствуют сообщения китайских летописей, рассказывающих о том, как послы Бохая привозили с собой рабов и рабынь. Рабы появились в результате грабительских походов бохайцев на северные племена, на Японские острова, в Корею и Ляодун. Стремлением приобрести рабов объясняются, вероятно, и набеги бохайцев на соседние страны. В государственных рабов, как и в Китае, могли обращать также преступников, которых власти использовали на различных общественных работах, требовавших большого труда, например, при сооружении дорог, укреплений, в рудниках и каменоломнях. Хозяйство Бохая. Хозяйственная деятельность бохайцев включала в себя земледелие, большая часть населения проживала в деревнях и выращивала просо, пшеницу, ячмень, рис, гречиху, сою. 

 

                 

Кроме того, бохайцы занимались животноводством: разводили свиней и собак, которых употребляли в пищу, крупный рогатый скот, а также лошадей для транспортных целей и армии. Города являлись центрами торговли, ремесел, религии и культуры. Население городов, в тоже время, занималось и сельским хозяйством. Ремесленники занимались изготовлением орудий труда, оружия. Из бронзы отливали детали сбруи и поясов, украшения и предметы культа. Широкое распространение получило строительное дело, производство черепицы, кирпича.

Кроме того, важное место в экономике занимала внутренняя и внешняя торговля. Многочисленные посольства в Китае и Японии вместе с официальными представителями правителя Бохая включали большое количество купцов. Существовали как сухопутные пути в государства Тан и Силла, так и морские пути на Корейский полуостров, в Японию и Китай через Желтое море. Культура Бохая. Бохай, по мнению исследователей, обладал высокой, по тем временам, и самобытной культурой, истоки которой своими корнями уходили к культуре мохэских племен. На развитие бохайской культуры заметное влияние оказали соседние народы. Особенно значительным было влияние со стороны когуресцев, которые были включены в состав Бохая после разгрома их государства. Например, по мнению исследователей, распространению буддизма в Бохае способствовали когуресцы. С помощью когуресцев в Бохае очень рано входит в обиход китайская иероглифическая письменность. Вместе с тем, они создали и собственное письмо, обслуживавшее их потребности, приспособленное к фонетическим особенностям языка бохайцев.

                

Большое внимание в государстве уделялось образованию, без приобретения которого даже запрещалось жениться. Естественно, что это распространялось на привилегированные слои населения. Для получения более совершенного образования в Китай направлялись большие группы бохайской молодежи. Многие из них, после соответствующих испытаний, получали ученые степени. Скоро училища стали возникать при сельских храмах в самом бохайском государстве. Многочисленные археологические находки дают представление о достаточно развитом строительном искусстве и архитектуре, о художественно-технических достижениях бохайских ремесленников.

Кирпичи, которые употреблялись в строительстве бохайской столицы (прямоугольные и квадратные) использовались не только для строительства, но и для украшения каменных стен. К числу наиболее значительных археологических находок бохайской эпохи относятся головы львов, высеченные из камня. Головы сильно стилизованы, у них подчеркнут ряд плотно сжатых зубов с большими массивными клыками, утрированы большие круглые глаза и широкие ноздри. Тщательно передана шерсть зверя в виде завитых локонов.

Среди различных мелких предметов, найденных в развалинах бохайских сооружений отмечены голубые стеклянные бусы, фрагменты стеклянной бутылки, бронзовая форма для литья, украшения с растительным узором, железные ножницы и другие изделия. Государство Бохай славилось своими поэтами и учеными. Это самое цветущее государство на бepeгу Восточного моря называли страной просвещения и ученых. В Бохае имелись свои философы - мудрецы. Об этом свидетельствуют, в частности, японские летописи, в которых сообщается, что в 882 году в Японию прибыло очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином. Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. В обыденной жизни употребляли древнетюркскую руническую, то есть буквенную письменность. Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм - ранняя форма религии, основанная на представлении о сверхъестественном общении служителя культа - шамана - с духами во время ритуала.

Верховным божеством у бохайских шаманистов считалось солнце, которое представлялось образом скачущего но небу всадника на лошади. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. Археологические памятники эпохи Бохая. На территории Приморья находились но меньшей мере две территориально-административные единицы Бохая: бохайская область Шуайбинь, по древнему названию реки Раздольной, в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города которого является Краскинское городище близ нос. Краскино в Хасанском районе. Отсюда, из залива Посьета, начинался морской путь из Бохая в Японию, по которому осуществлялся дипломатический, торговый и культурный обмен между Бохаем и Страной Восходящего солнца. Бохайские города и поселения в Приморье располагались, как правило, на плодородных землях с очень высоким агроклиматическим потенциалом в долинах рек (преимущественно в нижнем и среднем течении) Суйфун (Раздольная), Лефу (Илистая), Даубихэ (Арсеньевка), Майхэ (Шкотовка), Сучан (Партизанская). Функциональное назначение определялось хозяйственными, экономическими, военными, торговыми, религиозными факторами. Но основная масса бохайских памятников - сельских поселений сосредоточена в местах удобных для занятия земледелием.

Всего на территории Приморья известно более 200 бохайских памятников. Однако археологические исследования проводились на нескольких городищах (Николаевское 1 и 2, Марьяновское, Старореченское, Новогордеевское, Синельниково 1), селищах (Константиновское 1 и 2, Корсаковское, Абрикосовское и др.), могильниках (Ченятино 5). Особое место среди бохайских памятников занимают храмы - Копытинский, Абрикосовский, Корсаковский, Борисовский и Краскинский, сооруженные по традиционным для того времени канонам буддийской архитектуры. Краскинское городище находится на самом юге Приморского края в 2 км на юго- запад от пос. Краскино Хасанского района. Городище расположено в приустьевой правобережной части долины реки Цукановка, изрезанной со стороны бухты Экспедиций узкими заливчиками. От берегов реки и бухты оно отстоит на 400 м, а от ближайшего залива - примерно на 100 м. В плане городище напоминает неправильный пятиугольник, ориентированный вершиной почти на север. В крепостной стене трое ворот защищенных с внешней стороны дугообразными валами. Они обращены на восток, запад и юг. Вал задернован, в некоторых местах на вершине прослеживаются его каменный остов. От южных ворот к северной крепостной стене прослеживается широкая (до 30 м) улица, делящая город на две части - восточную и западную. В обеих половинах на возвышенных участках сосредоточены большие камни, служившие базами колонн дворцовых и храмовых построек.

 Гибель государства Бохай. Могущество Бохая было поколеблено, а затем и уничтожено киданьскими племенами. В начале X века юго-западные соседи бохайцев - кочевники кидани создали свое государство - империю Ляо.

Это государство вело активную завоевательную политику против соседей. Более 20 лет кидани воевали с Бохаем и только в 926 г. им удалось сломить сопротивление: была осаждена и взята резиденция бохайского короля. Наследник бохайского престола бежал в Корею, увозя с собой несколько десятков тысяч людей. На вновь приобретенных землях Бохая кидани решили создать зависимое марионеточное государство Дуньдань (в переводе с китайского “Восточное Кидань”). Во главе его был поставлен старший сын киданьского императора, а население страны обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей независимости. В том же 926 году они восстали. Восстание было жестоко подавлено. В следующие годы волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Не все бохайцы попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали бохайцы восточных и северо-восточных окраин. Судя но всему, в их число входили и бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали регулярную дань в Ляо.

Бохайское государство просуществовало в течение 200 лет. Оно сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это было первое государство на территории юга Дальнего Востока. Его создание способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской государственности.