г. Вяземский - Административный центр Вяземского района Хабаровского края


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вяземский район расположен на юге Хабаровского края, на севере и востоке граничит с районом имени Лазо, на юге – с Бикинским районом, на западе, по   реке Уссури – с Китайской Народной Республикой (протяженность государственной границы по реке Уссури – 109 км). Территория района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-восточная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Речную сеть образуют р. Уссури и ее притоки.
    
ЖД  вокзал станции Вяземская. Фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
ЖД вокзал станции Вяземская. Фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Город Вяземский с высоты птичьего полета, фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Город Вяземский с высоты птичьего полета, фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
В поймах рек много небольших озер, из них Цветочное и Лотос охраняются как заповедники с реликтовым растением – лотосом.Главный природный ресурс района – пахотные и естественные кормовые угодья в сочетании с достаточно благоприятными агро-климатическими условиями. В районе имеются месторождения полезных ископаемых, в том числе строительных материалов (известняки, глины, строительный камень, песчано-гравийные материалы), цветных камней и торфа. На территории района произрастают кедр, ель, пихта, лиственница, дуб, ясень, бархат, липа, клен, береза, осина. Отмечается разнообразие недревесных продуктов леса – лекарственного сырья, медоносов, грибов, ягодников, папоротника и др.Численность постоянного населения района по состоянию на 01.01.2015 составила 21,5 тыс. человек (1,7% от численности населения края). Около 65% жителей района проживают в районном центре. Эффективность работы муниципалитета Вяземского района с малым бизнесом была высоко отмечена на общественном уровне.
Якунина Н.И. при вручении ей награды, фото с сайта http://minvostokrazvitia.ru/press-center/ (нажмите, чтобы увеличить)
Якунина Н.И. при вручении ей награды, фото с сайта http://minvostokrazvitia.ru/press-center/
Жители района в колоне «Бессметного полка» 9 мая 2015 г.,фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители района в колоне «Бессметного полка» 9 мая 2015 г.,фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Район был признан лауреатом финального общероссийского этапа национальной предпринимательской премии  "Бизнес-Успех"  в Москве. За формирование лучших в России муниципальных форм развития малого бизнеса Знаком отличия “За заслуги в развитии Дальнего Востока” награждена министр культуры Хабаровского края  Якутина Наталья Ивановна,которая проработала в Вяземском районе более 30 лет. С 1993 по 2005 год являлась начальником отдела культуры администрации Вяземского района, с 2005 по 2009 год – главой городского поселения «Город Вяземский», в 2009 году была избрана главой Вяземского муниципального района и добилась на этом посту значительного успеха в области работы с предпринимателями. Награду   Якутиной Н.И. вручил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока   Галушка А.С. 25 марта 2015 года она назначена Министром культуры Хабаровского края.Вяземский район входит в состав главной сельскохозяйственной зоны Хабаровского края. Специализируется на производстве сои, зерна, картофеля, овощей, молочном животноводстве.
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Основные отрасли хозяйства района –деревообрабатывающая, пищевая, горнодобывающая промышленности и промышленность строительных материалов. В селе Красицком  находится животноводческий комплека "Вяземские молочные фермы", рассчитанный на 3100 голов крупного рогатого скота.Основные предприятия района -  КГУСП "Котиково", ООО "Агро-Бизнес", ООО "Амурметалл-Ресурс", ООО "Вяземский молочный комбинат", ООО "Бриз".
ТРАНСПОРТ Внешнее и внутреннее транспортное сообщение осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. С севера на юг район пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. Параллельно железной дороге проходит автомобильная дорога федерального значения   «Хабаровск – Владивосток» (А370 «Уссури»). Расстояние от города Вяземский до Хабаровска – около 130 км. По территории района проходит газопровод   «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и нефтепровод   «Восточная Сибирь – Тихий океан».
 
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ   - Хабаровский край -Вяземский район - гор. Вяземский  - пгт. Дорминдонтовка
 
ЗОНА ПОКРЫТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ: Аван, Венюково, Видное, Виноградовка,  Вяземский, Глебово, Дорминдонтовка, Забайкальское, Каменушка, Капитоновка, Кедрово, Котиково,  Красицкое,  Кукелево,  Медвежий,  Отрадное,  Садовое, Снарский,  Шереметьево, Шумный.
 

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес: 682950, Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Коммунистическая, д. 8
 
Официальный сайт администрации Вяземского муниципального района
 
Дата образования района - 22 июля 1934 г.
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьВременно исполняющая полномочия главы муниципального района
 
Мещерякова Ольга Васильевна
 
Телефоны: (42153) 3-10-35, 3-18-36, 3-17-45, 3-31-38, 3-42-74
Факс: (42153) 3-15-85
e-mail : vzmadmin@vzm.kht.ru
 
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР РАЙОНА г.ВЯЗЕМСКИЙ

Привокзальная площадь,  автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Привокзальная площадь, автор блогер Виктор Владимирович.
Площадь 30-летия Победы, автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Площадь 30-летия Победы, автор блогер Виктор Владимирович.
Одно из первых крестьянских сел в районе— поселение  Вяземское было основано в 1895 году. Именно тогда сюда прибыли   15 крестьянских семей - переселенцев и ссыльнопоселенцев, а также 2 казачьи семьи. Своим трудом они расчистили и осушили занятую местность, сделав её пригодной не только для поселения, но и для хлебопашества. Дальнейшее развитие населенный пункт получил в связи со строительством второй очереди Уссурийской железной дороги. Первоначальное название населенного пункта на 1894 год было обозначено как  «Медвежий» , что соответствовало  медвежьим местам, среди которых он расположился. В 1894 году на станции был построен первый деревянный вокзал, и одновременно с этим, по приказу генерал-губернатора Н. И. Гродекова, станция стала носить имя начальника строительства Уссурийской железной дороги  Ореста Полиеновича Вяземского.  Рядом со станцией возникли три небольших посёлка — железнодорожный, крестьянский и казачий. После постройки железной дороги (1897 год) станция Вяземская считалась самой крупной на Северо-Уссурийском участке.
Вяземский медицинский центр,автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Вяземский медицинский центр,автор блогер Виктор Владимирович.
Школа №1,  автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Школа №1, автор блогер Виктор Владимирович.
В 1924 г. после упразднения казачьего войска сёла  Гленовское и Вяземское были объединены в одно, получившее название Вяземское. В 1924 году был создан Вяземский леспромхоз, в 1928 году проложена первая сезонная тракторная дорога. В восточной части Вяземского района появились поселки лесозаготовителей  Третья Седьмая, Спартак, Шумный, Медвежий, Тигровый, Пихта и другие. От станции Вяземская в глубь тайги прошла узкоколейная железная дорога. Вывозка леса возросла с 50 тысяч кубометров в 1928 году до 460 тысяч кубометров в 1936 году.После пуска Дормидонтовского лесозавода (1931 год) Вяземский район стал также важным центром лесопиления. Освоение лесных ресурсов района благоприятно сказалось на развитии самого Вяземского. Здесь обосновалось управление леспромхоза, были построены крупный кирпичный завод, электротехнические мастерские связи и типовая электростанция, открыта многоотраслевая артель и другие предприятия. Количество рабочих увеличилось со 160 человек в 1917 году до 2272 человека в 1935 году.
В 1938 году Вяземский получил права поселка городского типа. По переписи 1939 года число его жителей достигло 12 тысяч человек. В январе 1950 года был открыт  Вяземский лесной техникум.  В конце 60-х и в течение 70-х годов прошлого века центральный микрорайон города застроился многоэтажными жилыми зданиями. В 70-е годы построена площадь 30-летия Победы, где в настоящее время проводятся городские и районные мероприятия. В 70-80-е годы появились новые улицы.Индустриализация края вызвала коренную реконструкцию транспорта. После прокладки второго пути Транссибирской магистрали Вяземская из небольшой станции превратилась в крупный железнодорожный узел.  

Видеофильм: город Вяземский
 
Видеофильм: Город Вяземский с высоты птичьего полета
 
Видеофильм: Празднование Дня Победы  в г. Вяземский
 

СЕЛО ШЕРЕМЕТЬЕВО

Стадион села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Стадион села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Школа села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Школа села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В 2010 г. исполнилось 150 лет со времени основания села Шереметьево. История освоения и заселения с. Шереметьево неразрывно связана с историей заселения всего Приамурья, она интересна и своеобразна. Здесь много остатков древних поселений: наскальные рисунки (Петрогрифы) и городище с оборонительным рвом, внутри которого остатки полуподземных жилищ с ямами – котлованами от очага Традиционной движущей силой российской территориальной колонизации было казачество. После присоединения к России Приамурского края для его пограничной охраны и хозяйственного освоения на границе с Китаем  указом императора Николая Первого от 29 декабря 1858 года были созданы   Амурское (1859г) и   Уссурийское (1889г) казачьи войска.В 1860 году девять семей основали село на высоком берегу р. Уссури. Место поселения было выбрано удачно. Его не затопляло при высокой воде. Удобные для посева земли находились рядом. Первые поселенцы были метисами, которых впоследствии стали называть гуранами (горный козёл – быстрый и выносливый).
Школьный праздник в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Школьный праздник в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Ретранслятор села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Ретранслятор села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Поговаривали, что ещё великая Екатерина сослала в Даурию Семёновский полк, где мужчины переженились на девушках местных народностей. Типичный гуран был рыжеволос, имел широкий нос и широкие скулы, веснушчатое лицо. Это были сильные и выносливые люди.Ради охраны Российской границы селились казаки вдоль Уссури. Шереметьевское казачье поселение охраняло рубежи на расстоянии от с.  Покровк и до с.   Венюково. По приезде переселенцы жили в землянках. Только в конце 19 в. здесь появились первые рубленые дома. Три таких памятника старины по-прежнему стоят на земле. Всё село было огорожено. Для охраны границы и для ведения личного хозяйства каждый казак имел лошадь. Охота для казачьих семей была делом индивидуальным. Мужчины добывали зверя для пропитания своей семьи. Из шкур шили шапки, унты, рукавицы. Звериные шкуры заменяли половики.Семьи казаков-переселенцев кооперировались во время ловли рыбы, хотя лодки каждый хозяин делал самостоятельно. Каждая семья для своих потребностей сеяла овёс, пшеницу, гречиху.
Памятный знак погибшим в ВОВ в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятный знак погибшим в ВОВ в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
С/х техника с. Шереметьево на уборке урожая , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
С/х техника с. Шереметьево на уборке урожая , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В селе на пять-десять семей были мельничные жернова. Посуда была выполнена из дерева и чугуна, а для выпечки противни из железа, т. к. гончарное дело не было развито. Основными овощами для выращивания на огородах были картофель, кукуруза и тыква. Заготовку дров и сена переселенцы вели на предоставленных им делянах. Каждая семья имела свои наделы. До 1934 г. Шереметьевские казаки пользовались возможностью проезда на территорию соседнего государства. В Китай на лошадях по льду выезжали справлять престольные зимние праздники, а, заплатив пошлину в размере одного рубля, можно было охотиться на территории Китая. Важные решения в селе принимали старейшины.При организации северного участка уссурийского горного округа с. Шереметьево вошло в Бикинскую станицу, а в 1964 г. перешло в Вяземский район. В 1983 г. в селе проживало 273 семьи. Население с. Шереметьево на данный момент составляет 830 человек. В селе имеется отделение связи, амбулатория, средняя школа, детский сад, дом культуры, библиотека, сельская администрация.
 

ИСТОРИЯ ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА

Крестьяне на реке Уссури, 1872 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Крестьяне на реке Уссури, 1872 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Хабаровская пристань на Амуре, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровская пристань на Амуре, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Возникновение Вяземского района связано с переселением в Приамурье и Приморье казаков Забайкальского казачьего войска. Они были расселены по берегам Амура и Уссури и стали входить в состав Амурского казачьего войска.  Из Забайкалья для этих целей было переселено 3095 семейств в количестве 13.889 человек  (7140 м. п. и 6749 ж. п.), а также из специального воинского формирования с полицейскими функциями «Отдельного корпуса внутренней стражи Российской империи» — 2514 человек (2233 м. п. и 281 ж. п.). Из 9373 переселенных мужчин 5640 составили основу  Амурского  казачьего войска, которое состояло из  4 -х пеших батальонов и 2 -х четырехсотенных полков.Первые казацкие переселенцы  основали на берегу  реки Уссури станицы  Будогосская (Забайкальское), Кукелево, Кедрово, Венюково. Административным центром станичного правления являлось село Венюково, в котором  была построена церковь. Колесные пароходы с баржами перевозили грузы и пассажиров по Уссури и Амуру до Хабаровска.
 
Станица Козловская на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Козловская на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Станица Буссе на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Буссе на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Расселение вновь прибывших переселенцев производилось по разработанному генерал-губернатором Восточной Сибири  Н. Н. Муравьевым   в 1858 г. собственному плану. Обосновывая необходимость принятия таких мер, он писал: «В то время... по политическим соображениям было настоятельно необходимо, во-первых, фактически занять край, а во-вторых, создать по всей линии Амура и Уссури почтовое сообщение до Хабаровска и Владивостока, что требовало  расположения поселков на определенном расстоянии друг от друга» Первый пароход в Амурском бассейне появился в 1854 г., а в 1895 г. их насчитывалось уже 56.   С 1894 г. для транспортного обеспечения казачьих станиц, поселков края и охраны пограничных рек действовала полувоенная Амурско-Уссурийская казачья флотилия, формирование не имеющее аналогов в истории России. База флотилии находилась на реке Уссури в Имане    (г. Дальнереченск). Суда Амурско-Уссурийской флотилии осуществляли перевозку пассажиров и грузов, обеспечивали безопасность плавания по рекам Амур, Уссури, Сунгари,  защищали российских подданных от нападения хунхузов.
Казак Амурского казачьего войска, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Казак Амурского казачьего войска, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Хабаровская почтовая станция, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровская почтовая станция, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Флотилия прекратила свое существование в 1922 г. в связи с ликвидацией  казачьих войск на Дальнем Востоке России.Положение с населением Дальнего Востока существенно изменилось после основания в 1860 г. города Владивостока  в связи с развитием горнодобывающей (особенно золотодобывающей) промышленности и промыслов, продажей Русской Америки и строительством Уссурийской железной дороги, которая вызвала быстрый подъем промышленности. Несомненно, увеличению численности населения содействовало усиление  Тихоокеанского флота, Сибирской флотилии, армейских и казачьих частей.Возникновение первого поселения на территории города  Вяземского относится к весне 1895 года. Этот населенный пункт получил название  Медвежий, первыми его жителями были 15 крестьян из числа переселенцев, ссыльно-поселенцев и две казачьи семьи. В связи со строительством Уссурийской железной дороги Хабаровск-Владивосток на месте этого поселения была образована железнодорожная станция Вяземская. Свое название она получила в честь инженера путей сообщения  Ореста Полиеновича Вяземского.
Станица Венюково на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Венюково на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Первые пароходы Амурского бассейна,   фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Первые пароходы Амурского бассейна, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В 1924 г. после упразднения казачьего войска сёла Гленовское и Вяземское были объединены в одно, получившее название Вяземское. В 1924 году был создан Вяземский леспромхоз, в 1928 году проложена первая сезонная тракторная дорога. В восточной части Вяземского района появились поселки лесозаготовителей  Третья Седьмая, Спартак, Шумный, Медвежий, Тигровый, Пихта и другие. От станции Вяземская в глубь тайги прошла узкоколейная железная дорога. Вывозка леса возросла с 50 тысяч кубометров в 1928 году до 460 тысяч кубометров в 1936 году.Освоение лесных ресурсов района благоприятно сказалось на развитии самого Вяземского. Здесь обосновалось управление леспромхоза, были построены крупный кирпичный завод, электротехнические мастерские связи и типовая электростанция, открыта многоотраслевая артель и другие предприятия. Количество рабочих увеличилось со 160 человек в 1917 году до 2272 человека в 1935 году.В советский период на территории Вяземского района произошло несколько административных реформ.
В 1923 году был создан Ленинский район на площади от станции Дормидонтовка до станции Бикин, в 1932 году он был переименован в Пригородный. Постановлением Президиума ВЦИК «О новом административном делении Дальневосточного края» 22 июля 1934 года был  образован Вяземский район. Село Вяземское 26 октября 1938 года было переименовано в рабочий поселок Вяземский. По переписи 1939 года число его жителей достигло 12 тысяч человек.Индустриализация края вызвала коренную реконструкцию транспорта. После прокладки второго пути Транссибирской магистрали Вяземская из небольшой станции превратилась в крупный железнодорожный узел.  25 октября 1951 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Вяземский получил статус города. По переписи 1959 года здесь насчитывалось уже 18 тысяч жителей.
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

  Городские поселения - 2  Сельские поселения -17
  • Вяземское городское поселение  г. Вяземский  
  • Дормидонтовское городское поселениепос. Дормидонтовка
     
  • Сельское поселение «Село Аван»   с. Аван
  • Сельское поселение «Село Венюково» с. Венюково
  • Сельское поселение «Село Видное» с. Видное
  • Виноградовское сельское поселение   с. Виноградовка   (пос.Станции Котиково)
  • Глебовское сельское поселение с. Глебово (пос.Станции Каменушка, пос. Станции Снарский)
  • Сельское поселение «Село Дормидонтовка» с. Дормидонтовка  
  • Сельское поселение «Село Забайкальское»  с. Забайкальское
  • Сельское поселение «Село Капитоновка» с. Капитоновка
  • Сельское поселение «Село Кедрово» с. Кедрово  
  • Котиковское сельское поселение с.Котиково( пос. Станции Гедике, с.Роскошь)
  • Сельское поселение «Село Красицкое» с. Красицкое
  • Сельское поселение «Село Кукелево» с. Кукелево
  • Сельское поселение «Поселок Медвежий» пос.Медвежий
  • Сельское поселение «Село Отрадное»с. Отрадное
  • Сельское поселение «Село Садовое» с. Садовое  
  • Сельское поселение «Село Шереметьево»   с. Шереметьево
  • Сельское поселение «Поселок Шумный» пос.Шумный