Неолит в бассейне амура


НЕОЛИТ В БАССЕЙНЕ АМУРА

Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить В эпоху неолита Приамурье являлось регионом, где происходили сложные исторические процессы, формировались и развивались самобытные культурные общности. На берегах великого Амура и других реках и озерах археологами открыты и раскопаны многочисленные поселки, своего рода неолитические деревни, которые состояли из больших общинных жилищ полуземлянок. Основаниями этих жилищ служили глубокие, врытые в землю котлованы чтобы устроить такой котлован, необходимы усилия многих людей.Повсеместно складывается зрелая неолитическая культура со всеми ее тремя характерными признаками —с хорошо развитой керамикой,  луком и стрелами,  шлифованными орудиями из камня. Неолитическая эпоха — врёмя больших перемен в жизни первобытных людей. Они уже умели пользоваться луком и стрелами, научились шлифовать и затачивать топоры, тесла и другие каменные орудия, освоили секреты изготовления глиняной посуды для приготовления пищи и хранения припасов.
 
Неолитическое население Нижнего Амура специализировалось на добыче и заготовке рыбы, об этом свидетельствуют многочисленные находки крючков, блесен, гарпунов. На Среднем Амуре наиболее древней из неолитических культур является новопетровская, которую затем сменила громатухинская культура. Здесь кроме рыболовецких орудий был найден богатый охотничий инвентарь. В это время произошли коренные изменения в хозяйственной деятельности древнего человека, осуществился переход от присваивающегося хозяйства к производящему. Эпоха неолита на Нижнем Амуре представлена тремя культурами: малышевской, кондонской, вознесенской. Все они имели общие черты и последовательно сменяли друг друга.Наиболее широкие исследования неолитических поселений произведены в  селе Кондон Солнечного района, в  селе Тахта и на   острове Сучу , что вблизи  села Мариинское Ульчского района, и у  села Вознесенское Амурского района Хабаровского края.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличитьОдной из основных особенностей, отличавших Приамурье и Приморье – в эпоху неолита была оседлость. Как правило, поселения располагались на некотором удалении от рек. Котлованы древних жилищ свидетельствуют о том, что это были полуземлянки. Экономическую основу оседлого образа жизни людей, обитавших в Приамурье, составляло рыболовство, а в таежных районах основным источником получения пищи была охота. Собирательство у неолитических племен Приамурья имело подсобное значение. Помимо занятий по добыче пищи, трудовая деятельность населения первобытных поселков бассейна Амура включала разнообразные домашние промыслы и производства: изготовление орудий труда и керамики, деревообработка, выделка шкур. В неолите у племен Приамурья выявилось яркое самобытное искусство. Оно проявилось не только в оригинальности орнамента на глиняной посуде, но и в рисунках на камнях. Среди памятников неолитического искусства края наиболее известными являются рисунки на камне (петроглифы)  села Сакачи-Алян Хабаровского района, на реке Уссури у села Шереметьево, Вяземского района,на реке Кия  района имени Лазо и на   реке Мая Аяно-Майского района.
 
Первые исследования и описания их принадлежат Р.К. Мааку , обследовавшего побережье рек Уссури и Амура в 1859г., Н. Альфтану (1894), американцу Бертольду Ляуферу (1899г.), позже – В.К. Арсеньеву, Ф.Ф. Буссе, Л.Я. Штернбергу, японцу Р.Тори . С 1935 по 1980 годы петроглифы Сикачи-Аляна, пос. Шереметьево на р. Уссури, р. Кие изучал академик А.П. Окладников . Им были изданы ряд книг с описанием петроглифов, последняя – «Древнее искусство Приамурья» – вышла в 1981 году.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьПетроглифы Сикачи-Аляна – одна из самых знаменитых «галерей наскального рисунка». Изображения выбиты на больших базальтовых валунах, которые находятся вдоль правого берега р. Амур у  села Сикачи-Алян и  села Малышево в 70 км. от Хабаровска. Обнаружено около 300 рисунков, но в настоящее время их находят не более 150. Изображения относятся к эпохам мезолита (XII–VIIIтыс. л. до н. э), неолита (VII–IIIтыс. л. до н.э.), железного века (II тысячелетия до н.э.– I тысячелетие до н.э.) и раннего средневековья (I тысячелетие н.э.). Они представляют собой изображения антропоморфных масок-личин, животных, птиц, различных символов, рунических знаков и др. Считается, что древние рисунки выполнены каменным инструментом методом глубокой желобчатой выбивки, а позже железным инструментом в резной технике.Все эти изображения - проявления одного и того же художественного мировоззрения. Специфическая особенность амуро-уссурийских петроглифов заключается в наличии особых масок - личин. Маски широко распространенные у большинства народов в прошлом, употреблялись как средство перевоплощения человека в духа.
 
Первые письменные упоминания о наскальных рисунках на реке Мае появились в конце XIX  века. Наиболее полное изучение и копирование было осуществлено экспедицией под Руководством А. П. Окладникова. Рисунки выполнены на отвесных скальных поверхностях охрой разных оттенков. Известны изображения лосей, неопределенных зооморфных фигур. Представлены антропоморфные существа: с округлыми головами, в причудливых головных уборах, со слегка согнутыми руками, расставленными ногами. Бывают обозначены трехпалые кисти рук, в отдельных случаях – черты лица. Антропоморфные и зооморфные персонажи бывают объединены в сцены охоты. Имеются стилизованные изображения лодок с находящимися в них антропоморфными фигурками, показанными в виде вертикальных стерженьков. На многих плоскостях имеются скопления округлых и овальных пятен, линий, галочек, крестообразных фигур.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьПо свидетельству археологов, люди появились на берегах Маи около 10 тысяч лет назад. Это были первобытные охотники. Наиболее яркими памятниками того времени являются наскальные рисунки - писаницы (8 мест). Чаще всего они расположены на правом берегу. Одна из писаниц, с наиболеемногочисленными рисунками, обнаружена в 388 км от устья Маи. На 40-метровой известняковой скалежелто-серого цвета, на высоте 20-25 м, имеются 9 плоскостей с 97 изображениями: лоси, рыбы, различные линии, крестообразные фигуры. Рисунки выполнены красной охрой (хорошо сохранились).
 
Уникальна композиция, состоящая из четырех парциальных антропоморфных фигур, нижние части туловищ которых отсутствуют. Персонажей сопровождает солярный символ в виде лучистой окружности с точкой в центре. В композицию входят также изображения трех керамических сосудов и металлического ножа, что позволяет датировать эти наскальные рисунки эпохой бронзы. Наскальные рисунки по реке Мае датируются эпохой бронзы – ранним железным веком: II–Iтысячелетия до н. э. (Окладников, Мазин, 1979).