Вознесеновская культура эпохи позднего неолита


ВОЗНЕСЕНОВСКАЯ КУЛЬТУРА  ЭПОХИ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА

Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить  Вознесеновская поздненеолитическая культура — одна из наиболее исследованных в археологии Нижнего Приамурья,  относится к эпохе позднего неолита (конец III — середина II тыс. до н. э.) и была распространена практически во всем Нижнем Приамурье на территории более 60 древних поселений.  Открыта академиком Окладниковым А.П. в 1960-е гг. как культурно-хронологический этап нижнеамурского неолита, в 1970-е гг. выделена академиком   Деревянко А.П. в отдельную культуру.
 
К сновным эпонимным памятникам вознесеновской культуры неолита относятся такие объекты археологии как: (1)Вознесенское. Поселение 1-2-3-4 (Амурский район) - расположено на правом берегу  Амура, в 2-х км. по течению от с. Вознесенское. Открыто  Окладниковым А.П в  1935 г. ; (2) Малышево. Поселение 1-2-3  (Хабаровский район) — в 200 м.от села Мылышево, на берегу залива. Открыто  Окладниковым А.П. в 1965 г.; (3) Кондон.Поселение 1. Почта. Жилища 3,13,14  (Солнечный район) — расположено на правом берегу реки Девятка, в 500 м. от ее истока из озера Эворон, северо-восточный склон сопки Кадан, на территории охотничьей базы «Эворон». Открыто Шабуровым Н.П. И Сысоевым В.П. В 1962-1963 гг. (4) Сучу. Группа памятников,   жилища 2, 4, 6, 7, 83, 84, святилище.(Ульчский район) — расположено на левом  берегу протоки Мариинская, на о.Щучий в 2 км к север—западу от с.Мариинское. Открыто Золотаревым А.М. В 1933 г.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Коллекции этих памятников включают представительный керамический материал (в ходе работы использовался метод сплошной выборки орнаментированной керамики с пос. Малышево 2,  Вознесенское, Кондон-Почта, на о-ве Сучу; ее общее количество составило 2355 ед., в числе которых 92 целых и археологически целых сосуда, 418 верхних частей и венчиков, 1816 боковин и стенок, 29 нижних частей и донцев), позволяющий выделить как частные признаки, характерные для отдельных поселений, так и общие особенности, присущие орнаментальному комплексу вознесеновской культуры в целом.
 
Материалы вознесеновской культуры неолита исследованы на памятниках  Вознесеновское, на острове Сучу, Кондон-Почта, Сорголь, Кольчём, Голый Мыс, Какорма, Малая Гавань, Тахта и др. На поселении Сучу раскопаны огромные землянки округлой в плане формы. Стенки уступчатые, очаг в центре сооружения. Кровля опиралась на столбы. В одном из жилищ обнаружены останки кана — по-видимому, древнейшего отопительного сооружения на Дальнем Востоке.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Небольшие жилища были четырехугольной и округлой формы котлована глубиной до 1 м. Внутри сооружались земляные уступы-нары, пол выстилался берестой. На полу жилищ и вне их пределов зафиксированы ямки от каркасно-столбовой основы построек. Очаги прямоугольной, округлой, овальной формы обычно устраивались в центре жилища, иногда у его стенок. Керамика плоскодонная. Наиболее распространенным типом посуды являются ситулообразные изделия, затем горшки; есть шаровидные сосуды; известны банки, чаши и вазы.
 
Орнаментированы вертикально расположенными гребенчатыми зигзагами, спиралевидным узором, меандром, порой выполненными красной краской. Иногда по блестящей малиново-красной поверхности наносились ленточные полосы узора, заполненные черной краской. Встречается орнамент в виде «амурской плетенки».
 
Замечательны сосуды с изображениями человеческих личин и антропоморфных сюжетов, изображенных рельефными налепами и узором, а также малиново-красной краской.
 
Фрагмент сосуда с антропоморфной личиной.Вознесеновская культура.Неолит, 3 тыс.до н.э. Поселение Вознесенское (нажмите, чтобы увеличить)
Фрагмент сосуда с антропоморфной личиной.Вознесеновская культура.Неолит, 3 тыс.до н.э. Поселение Вознесенское
Технико-декоративные элементы на керамике Вознесеновской культуры, таблица из статьи Филатовой  И.В. (нажмите, чтобы увеличить)
Технико-декоративные элементы на керамике Вознесеновской культуры, таблица из статьи Филатовой И.В.
Филатова И.В.   в своей статье «Орнамент на керамике вознесеновской культуры» предоставила основные результаты анализа арнамента на керамике вознесенской культуры, при этом отметила, что ведущим принципом декорирования поверхности вознесеновских сосудов выступает рельеф (в материалах коллекций представлены обе его разновидности). Доля рельефного орнамента в выборке составляет от 50 до 100%. Негативный рельеф наносили накалыванием, штампованием, «шаганием», прокатыванием, протаскиванием. Использовались, как правило, два-три, реже — один или четыре-пять способов декорирования. Заметим, что для трех-, четырех- и пятисоставной «рецептуры» характерно сочетание углубленного и выпуклого рельефа. В односоставной «рецептуре» негативного рельефа вознесеновской керамики основными способами декорирования выступают прокатывание и протаскивание.
 
Доля их в выборке в среднем составляет 10-20%. Реже применяли «шагание» (до 10%). Более типичным было использование двух способов декорирования. Число вариантов двусоставной «рецептуры» в материалах разных памятников колеблется от 1-2 до 9. Ведущими для двусоставной «рецептуры» выступают прокатывание + протаскивание, штампование + протаскивание, штампование + «шагание», штампование + накалывание.
 
Таким образом, в вознесеновском орнаменте основные способы создания углубленного рельефа — прокатывание, протаскивание, штампование, «шагание» и накалывание. Это также и наиболее распространенные способы оформления тулова сосудов — основной зоны размещения декора.
 
Выпуклый рельеф вознесеновцы получали налепливанием и защипыванием. Доля его в материалах с памятников составляет в среднем 10- 15%. Если налепливание использовалось как в одно-, так и многосоставной «рецептуре» декорирования, то защипывание — только в многосоставной. Как уже отмечалось выше, в двух-, трех- , четырех- и пятисоставной «рецептуре» в основном представлены варианты, для которых характерно сочетание негативного и позитивного декора.
 
Орнаментальные мотивы на керамике Вознесеновской культуры, таблица  из статьи Филатовой  И.В (нажмите, чтобы увеличить)
Орнаментальные мотивы на керамике Вознесеновской культуры, таблица из статьи Филатовой И.В
Антропоморфная фигурка (Амурская Нефертити) Вознесеновская культура.Неолит, 3 тыс.до н.э. Поселение Кондон-Почта (нажмите, чтобы увеличить)
Антропоморфная фигурка (Амурская Нефертити) Вознесеновская культура.Неолит, 3 тыс.до н.э. Поселение Кондон-Почта
Каменный инвентарь богат и разнообразен. Это наконечники стрел различных форм, вкладыши для комбинированных орудий, обработанные тончайшей ретушью, скребки, полулунные ножи, шлифованные тесла. Найдены грузила с желобками для привязывания. Вероятно, земледельческими орудиями можно считать сланцевые мотыги треугольной формы, сегментовидные куранты из гранита, зернотерки и песты. Чрезвычайно богата мелкая глиняная пластика, включающая зооморфные и антропоморфные скульптуры, а также фигурный кремень, фаллические изображения из камня и глины.
 
К вознесеновской культуре неолита, вероятно, относится ряд личин (архаичная форма слов «лик, лицо» — синоним маски), открытых А.П. Окладниковым на петроглифах Сакачи-Аляна и Малышева на Амуре, Шереметьево на Уссури.
 
Такие иконографические каноны, как сердцевидные контуры, спиралевидные узоры и другие, тождественны приемам, использованным на вознесеновской керамике. Хозяйство носителей Вознесеновской культуры было оседлым рыболовческим, базировавшимся на богатых запасах рыбы, прежде всего лососевых. Благоприятные климатические условия и оседлость стимулировали освоение земледелия. Охота и собирательство являлись вспомогательными отраслями. Предметы искусства свидетельствуют о высокоразвитом духовном мире носителей вознесеновской культуры.