р.п.Чегдомын - Административный центр Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Верхнебуреинский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, пересекается Байкало-Амурской железнодорожной магистралью и железной дорогой Известковая-Чегдомын. Площадь района 63,8 тыс.кв. км. Верхнебуреинский район расположен в центральной части Хабаровского края в бассейне среднего и нижнего течения реки Буреи. На северо-западе район граничит с районом им. П. Осипенко, на востоке – с Солнечным, на юго-западе с Хабаровским районами Хабаровского края, на юге – с Еврейской автономной и на западе – с Амурской областями.Общая площадь района составляет 8% территории края.
 
Начало строительства обогатительной фабрики «Чегдомын»  (фото А.С.Мечик) (нажмите, чтобы увеличить)
Начало строительства обогатительной фабрики «Чегдомын» (фото А.С.Мечик)
Начало монтажа конструкций фабрики «Чегдомын», 2011 год (фото А.С.Мечик) (нажмите, чтобы увеличить)
Начало монтажа конструкций фабрики «Чегдомын», 2011 год (фото А.С.Мечик)
На территории района преобладает горный рельеф образованный хребтами массива Сихотэ-Алинь. Хребты сильно изрезаны многочисленными горными реками. Максимальная высота над уровнем моря составляет 1690 м (г. Яко).  В северо-восточной части расположен федеральный заповедник «Буреинский» площадью 358 тыс. га. В центральной части располагается краевой заказник «Дубликанский» в 137 тыс. га.
 
Основные отрасли хозяйства - промышленность и железнодорожный транспорт. Верхнебуреинский район является единственной топливной (угольной) базой Хабаровского края.  Виды деятельности населения района: добыча полезных ископаемых (в общем объеме почти 64% составляет уголь); производство и распределение электроэнергии, газа и воды; лесозаготовки. Развивается пищевая промышленность, малый и средний бизнес.
 
С запада на восток территорию района пересекает Байкало-Амурская магистраль. Перспективы района связаны с развитие транспортного узла, в том числе современных автодорог, наращиванием угледобычи и обогатительных мощностей, строительством ТЭС. Крупнейшие предприятия района: ОАО "Ургалуголь" (годовая мощность шахты "Ургальская" - 1,7 млн тонн), ООО "Востоколово".
 
Погрузка угля ОАО «Ургалуголь» в полувагоны железнодорожного состава, 2011 год (фото А.С.Мечик) (нажмите, чтобы увеличить)
Погрузка угля ОАО «Ургалуголь» в полувагоны железнодорожного состава, 2011 год (фото А.С.Мечик)
Подземная добыча угля (фото А.С.Мечик) (нажмите, чтобы увеличить)
Подземная добыча угля (фото А.С.Мечик)
Транспорт По территории Верхнебуреинского района проходит участок Байкало-Амурской магистрали, являющейся частью Дальневосточной железной дороги. Железнодорожный транспорт является основным средством сообщения с населенными пунктами района. По железной дороге возможно сообщение с г. Комсомольском-на-Амуре, Амурской областью и Еврейской автономной областью (участок Транссибирской магистрали). Железнодорожная станция рп. Новый Ургал в сутки способна пропускать 13 пар поездов и перерабатывать 780 вагонов. Станция приспособлена для обработки грузов различной номенклатуры.Перевозки пассажиров и грузов по маршрутам «Хабаровск — Чегдомын», «Тында — Комсомольск-на-Амуре» осуществляет отделение Дальневосточной железной дороги, являясь крупнейшим бюджетообразующим предприятием района.
 
Основная автомобильная дорога района связывает населенные пункты вдоль железной дороги (Алонка – Герби) с г. Комсомольском-на-Амуре. На основном протяжении дорога имеет V категорию, часть ее является зимником. Прочие дороги района имеют местное значение и не связаны в единую сеть (за исключением дороги Чегдомын-Шахтинский-Софийск). Такие дороги относятся к IV - V категориям и имеют грунтовое покрытие.Расстояние от административного центра района пос.Чегдомын до г. Комсомольска-на-Амуре по автомобильной и железной дорогам составляет около 530км. Регулярное сообщение с г. Хабаровском осуществляется по железной дороге, время в пути – 16 ч 30 мин.
 
Топографические карты: - Хабаровский край - Верхнебуреинский район - пгт.Новый Ургал - пгт.Чегдомын
 
Зона покрытия сотовой связи:Чегдомын, Веселый, Новый Ургал, Средний Ургал, ЦЭС, Этыркэн. Услуги сотовой связи и мобильного Интернета на территории района предоставляют такие операторы связи как «Мобильные телесистемы», «Мегафон», «Билайн».  Стационарная телефонная связь предоставляется оператором ОАО «Ростелеком».
 

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


Адрес: Россия, 682030 Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р.п. Чегдомын, ул. Центральная 49,
            E-mail: ozovbr@ mail.ru                                                                
 
Официальный сайт администрации Верхнебуреинского района
 
Дата основания района: 14 июня 1927 г.
 

 

Нажмите, чтобы увеличитьГлава Верхнебуреинского муниципального района
 
Титков Петр Федорович
 

 


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР РАЙОНА  р.п.ЧЕГДОМЫН

Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
Верхнебуреинский район образован решением Дальневосточного краевого исполнительного комитета от 14 июня 1927 года, тогда он получил название Верхнебуреинского туземного района эвенки (тунгусов).
 
В него вошли родовые Советы: Чекундинский, Чеуглинский, Тырминский; земли Софийского, Ниманского и Могдинского Советов были причислены к району позднее, когда решались вопросы землеустройства северных районов Хабаровского края. Чеуглинский Совет был передан Бурейскому району  Амурской области.
 
Как «Верхнебуреинский» район начал существовать с 1936 года с районным центром в поселке Чекунда. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР районный центр Чекунда переведен в поселок Средний Ургал. В августе 1948 года в связи с выделением Амурской области в самостоятельную, район был передан в непосредственное подчинение Хабаровского края и отнесен к центральным его районам.
 
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
В апреле 1939 года под высокой сопкой началось строительство Чегдомына. Топонимика свидетельствует, что название поселка происходит от эвенкийских слов «дягла му», что означает «сосновая вода». К началу 1940 года Чегдомын представлял собой в основном палаточный городок, на фоне которого выделялись 12–14 бараков.
 
Переселенцам государство выдавало кредит в размере семи тысяч рублей сроком на десять лет. На эти деньги люди должны были построить дома и завести хозяйство.
 
В 60-е годы поселок разделился на две части: нижний Чегдомын, построенный вокруг шахты, и верхний Чегдомын (Городок, Стройгородок), отстроенный на сопке.
 
Великая Отечественная война заставила свернуть большое промышленно- транспортное строительство. Шахты были законсервированы. Строительство Байкало-Амурской магистрали, начатое в 1939 году, было приостановлено, с железной дороги  были сняты рельсы (1942-1943гг.). Возрождение Ургальской шахты началось в 1948 году. Началось строительство новых посёлков, развивались базы угольной, золотодобывающей, лесной промышленностей.
 
Первая школа в пос. Чегдомын,  фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Первая школа в пос. Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
Главным транспортным путем была река Бурея. Путь в район начинался в поселочке Бурея – пристань, откуда вверх по реке поднимался небольшой пароход. Он доходил обычно до Чекунды. Если стояла высокая вода, то чуть дальше. В Чекунде грузы перекладывались с парохода на лошадей, оленей и транспортировались по вьючным тропам на север – в поселок Софийск.
 
Зимой же по Бурее прокладывалась ледовая дорога, и по этой трассе передвигались обозы, обычно состоявшие из 20-30 саней. Именно таким путем – по льду реки – апрельским днем 1939 года в долину Иванова ключа прибыла колонна из пяти мощных тракторов ЧТЗ и четырех грузовиков ЗИС-5. Люди, приехавшие на машинах, принялись пилить деревья, корчевать пни, возводить временное жилье. На крышу одного из бараков прикрепили шахтерскую эмблему – два скрещенных молотка. Так был основан Чегдомын.
 
Храм Новомучеников и Исповедных Российских поселка Чегдомын, фото с сайта http://pravostok.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Храм Новомучеников и Исповедных Российских поселка Чегдомын, фото с сайта http://pravostok.ru/
Чегдомы́н  в настоящее время имеет статус посёлка городского типа, с 1956 г. является административным центром Верхнебуреинского района. Посёлок расположен в 630 км северо-западнее Хабаровска, в 300 км к западу от Комсомольска-на-Амуре. Население  Чегдомына  12334 чел. (2015). Имеется железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги (сооружена при прокладке Байкало-Амурской магистрали), а также железнодорожное сообщение с Хабаровском, Комсомольском-на-Амуре, Тындой.
 
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Чегдомын, фото с сайта http://www.chegdomun.ru/
В числе  объектов социального назначения в Чегдомыне имеются: 5 средних общеобразовательных школ; 7 детских садов; детская школа искусств; филиал Хабаровского промышленно-экономического техникума; профессионально-техническое училище, поликлиника; 3 библиотеки, районный краеведческий музей; кинотеатр; дом культуры; дом ветеранов; 4 отделения почтовой связи; 193 предприятия розничной торговли.
 
В Чегдомыне сконцентрировано основное промышленное производство. Строительство Байкало-Амурской магистрали  стало знаменательной вехой в социально-экономическом становлении района.  Традиционно развитие территории базировалось на угледобыче, лесозаготовке, добыче золота. Эти отрасли получили своё развитие в силу географических особенностей местоположения района и его природных ресурсов.
 
Крупнейшими  предприятиями в Чегдомыне являются  ОАО «Ургалуголь» принадлежит компании СУЭК; ЗАО «Артель старателей «Север»; ОАО «Артель старателей «Ниман»; ОАО «Артель старателей «Ниман-2»; ОАО «Чегдомынский хлебозавод»; ЗАО «Декос»; ОАО «Скидер»; ЗАО «Бонитет»; ООО «Мирас».
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

Городские поселения -2   Сельские поселения -11
  • Новоургальское городское поселение — пгт Новый Ургал (пос.Лиственный, пос.Ургал)
  • Городское поселение «Чегдомын» - пгт Чегдомын (пос.Цэс)
  • Аланапское сельское поселение — с. Аланап (пос.Стройучасток)
  • Алонское сельское поселение — с. Алонка
  • Гербинское сельское поселение — с. Герби
  • Софийское сельское поселение  - пос. Софийск
  • Согдинское сельское поселение — с. Согда (пос.Казарма 193 км.)
  • Среднеургальское сельское поселение — с.Средний Ургал  (пос.Веселый)
  • Сулукское сельское поселение — пос.Сулук (с.Солони, пос.Станции Мошка, пос. Станции Ушман, пос.Станции Ягдынья, пос. Станции Казарма 193 км.)
  • Тырминское сельское поселение — пос.Тырма (пос. Казарма 142 км., пос. Казарма 146 км., пос. Казарма 156 км., пос. Казарма 180 км.,
  • пос.Станции Зимовье, пос. Станции Таланджа, пос.Станции Таракилок, пос.Станции Эхилкан)
  • Усть-Ургальское сельское поселение — с.Усть-Ургал
  • Чекудинское сельское поселение — с.Чекунда (пос.Станции Адникан, пос. Станции Эльга)
  • Этыркенское сельское поселение — пос. Этыркен