с.Богородское - Административный центр Ульчского района Хабаровского края


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Нажмите, чтобы увеличить Ульчский муниципальный район занимает территорию 39,1 тыс. кв. км. протянулся вдоль реки Амур с севера на юг на протяжении 340 км и граничит в южной части с Ванинским и Комсомольским районами, в северо-западной части с районом им. Полины Осипенко и в северной части — с Николаевским районом. Территория района неоднородна, значительную её часть занимают Удыльско-Кизинская и Амуро-Амгуньская низменности. На северо-западе протянулся Чаятынский хребет со средними высотами в 500—600 метров, максимальными — до 980 метров. Правобережье реки Амур представляет собой плато вулканического происхождения с высотами до 700—800 метров, расчленённое небольшими реками. Отдельные вершины здесь представляют конусы древних вулканов (вершины на мысах Сушева, Чихачева, в районе озёр Кади и Кизи). К югу от озера Кизи, в верховьях правого притока рек Яй и Муты простираются северные отроги Голого хребта Хумми, высшая его точка — возвышается на 1182 метра.
 
Большое значение в развитии внешних связей района имеет морской транспорт. Порт Де-Кастри, который в 1997 г. перешел в систему управления морской службы России и работает в системе морской администрации портов Хабаровского края, подавляющую часть грузов отправляет на экспорт. В 1998 г. в порту начал работать пункт налива сырой нефти сахалинского месторождения. По территории района проходит нефтепровод Оха—Комсомольск-на-Амуре и газопровод Сахалин—Комсомольск-на-Амуре. Для создания давления в Циммермановке установлена насосная станция.В немалой степени экономическому и социальному возрождению территории способствовали ввод в действие в 1998 г. рейдового  нефтеналива на один миллион тонн сахалинской нефти и реконструкция нефтепровода Оха — Комсомольск-на--Амуре на участке мыс Лазарева — Де-Кастри.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьНо особое значение для всего района получило строительство на морскомском побережье (по проекту «Сахалин-1») нефтеналивного терминала. С его завершением в октябре 2006 года открытый для  захода иностранных судов порт Де-Кастри обрел статус главной судоходной гавани по отгрузке на мировой  рынок сахалинской нефти.Нефтепровод проходит вблизи морского порта Де-Кастри, действующего круглогодично.В создании терминала, рассчитанного на переработку 12,5 миллиона тонн нефти в год, и прокладке 220-километровой нитки магистрального нефтепровода, соединившего сахалинское месторождение Чайво с материком, участвовали компания-оператор проекта «Сахалин-1» «Эксон Нефтегаз Лимитед» и многочисленные подрядчики, собранные в Де-Кастри едва ли не со всех уголков мира. На левом берегу залива, на полуострове Клыкова, были размещены гигантские резервуары для хранения сырой нефти, а в шести километрах от берега сооружен уникальный отгрузочный причал, позволяющий принимать супертанкеры грузоподъемностью 110 тысяч тонн.
 
Крупнейшие предприятия лесной промышленности: ООО "Де-Кастрилес", АО "Де-Кастринский Торговый дом" п.Де-Кастри, ООО "Тахтинское" с.Булава. Кроме лесозаготовительных предприятий на территории района действуют 4 золотодобывающие артели: "Чэатын", "Приморье", "Ульчская", "Прибрежная". В рамках международного проекта в РФ на территории района осуществляет свою хозяйственную деятельность малайзийская фирма "Римбунан Хиджау ДБ Ко ЛТД", в пределах своей компетенции администрация Ульчского района взаимодействует с фирмой "Эксон Нефтегаз Лимитед" в осуществлении международного проекта "Сахалин-1" по строительству нефтеотгрузочного терминала в п. Де-Кастри.
 
Транспорт.Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить Внешние и внутренние транспортные связи осуществляются речным, морским, автомобильным и воздушным видами транспорта. Существенное влияние на социально-экономическое развитие района оказала сдача в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы Богородского аэропорта и начало круглогодичных авиарейсов Богородское - Хабаровск самолетами типа АН-28. В период навигации по р.Амур перевозка пассажиров осуществляется теплоходом «Метеор», грузовые перевозки (в том числе на экспорт), завоз топлива производится танкерами, пароходами типа «река-море» транспортируется лесопродукция. Пассажирские перевозки осуществляются также автобусом по маршруту Хабаровек-Богородское, Богородское-Де-Кастри, Булава-Богородское, Анненские Воды - Комсомольск-на- Амуре.
 
В поселке Де-Кастри функционирует морской торговый порт (экспорт лесоматериалов около 300 тыс.куб.м, за 2006 год) и нефтеналивной терминал (транспортировка сахалинской нефти). От месторождения Чайво до нефтеотгрузочного терминала в п.Де-Кастри построен трубопровод диаметром 24 дюйма и протяженностью 220 километров. На терминале размещены резервуары для хранения нефти и отгрузочные сооружения для приема танкеров грузоподъемностью 110 тыс.тонн.
 
Топографические карты: - Хабаровский край -Ульчский район
 
Зона покрытия сотовой связи: Богородское, Де-Кастри  
 

АДМИНИСТРАЦИЯ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес: Россия, 682400, Хабаровский край, Ульчский район, с.Богородское, ул. 30 лет Победы, 54.
Телефон: (42151) 5-14-59 (глава района); (42151) 5-16-73 (приемная).Факс: (42151) 5-16-73
 
Официальный сайт администрации Ульчского района
 
Дата основания района: 17 января 1933 г.
 
                       Глава Ульчского муниципального района
 
Нажмите, чтобы увеличитьДанкан Юрий Леонидович                   
 
Родился 3 декабря 1953 года в с. Кольчем Ульчского района Хабаровского края. В 2001 году окончил Дальневосточную Академию государственной службы по специальности менеджер. 1971 - 1974 - Студент Хабаровского электро-техникума связи. 1974 - 1976 - Служба в Советской Армии. 1976 - 1981 - Монтажник, линейный мастер, прораб, старший прораб Хабаровской передвижной механизированной колонны 802.1981 - 1987 - Прораб рыбколхоза «Удыль». 1987 - 1994 - Председатель исполкома, председатель Булавинского селького Совета народных депутатов – глава администрации села Булава. 1994 - 2005 - Заместитель главы администрации, первый заместитель С 2005 по настоящее время - Глава Ульчского муниципального района. Женат, двое детей.
 

Нажмите, чтобы увеличитьЗаместитель главы администрации Ульчского муниципального района по социальным воросам
 
Шереметьев Олег Леонидович
 
Адрес: Россия, 682400, Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. 30 лет Победы, 54. Телефон (42151) 5-15-56; факс (42151) 5-15-56; E-mail: master@adminulchi.ru
 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР УЛЬЧСКОГО РАЙОНА с.БОГОРОДСКОЕ

Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить Село Богородское было основано в 1855 году пятью семьями русских-переселенцев, сплавлявшихся по реке Амур. До прихода русских здесь располагалось небольшое ульчское стойбище Тенча, что дословно в переводе на русский язык означает «люди, живущие за поворотом», в котором жили представители двух родов — Хатхил и Ходжер. Переселенцы вынуждены были преимущественно заниматься лесными промыслами, рыбной ловлей, старательным промыслом, почтовыми перевозками.
 
Первые плоты с переселенцами проплыли мимо этого стойбища. Ниже по Амуру русские облюбовали более привлекательное место и основали здесь Михайловку (ныне село Михайловское). Свое название оно получило от имени старшего на сплаве. А в Тенча притормозил другой плот, следующий за ними, на нем находилось пять русских семей. Первые дома здесь закладывали Максим Иванович Мальцев, Семен Егорович Дроздов, Артамон Симонов и три брата Вьюшковых — Епифан, Федор и Семен, представлявших две самостоятельных семьи. Имена их сохранились в летописи села.
 
Формировалось Богородское трудно и очень медленно. Достаточно сказать, что даже через 56 лет (в 1911 году) в нем проживало только 34 семьи. Распаханные под посевы луга часто затопляли высокие амурские паводки. Земля, отвоеванная у вековой тайги, родила плохо. Люди занимались в основном лесными промыслами, рыбной ловлей и почтовыми перевозками (почтовое сообщение по Амуру было открыто в 1856 году). С образованием в 1872 году первого промышленного предприятия волости — Удыльского золотодобывающего прииска — они включились еще и в старательство.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьВ XIX и начале XX столетия старательство на Нижнем Амуре было чрезвычайно популярным у русского населения. По отчетам инженеров Приморского горного округа, здесь насчитывалось 20 приисков, на которых с 1873 по 1917 год было добыто 9,5 тонны золота. Львиная доля его приходилась на Ново-Удыльское и Первое Удыльское товарищества. С развитием добычи драгоценного металла в селе появились перекупщики и купцы, открывавшие торговые лавки.
 
На начало XX века в Богородском существовало пять таких лавок. Действовали здесь миссионерская школа и небольшая рубленная из лиственницы церковь. Богородское, как и другие поселения территории Нижнего Амура, входило в состав Больше-Михайловской волости Удского уезда, которая в первые годы советской власти была переименована в Больше-Михайловский район.
 
Богородское в наши дни – административный центр Ульчского района Хабаровского края, развивающееся село, с населением в 4,7 тысяч жителей. Перечень компаний Богородского включает несколько промышленных предприятий. Значительную роль в развитии экономики региона занимают лесная, золотодобывающая и рыбная отрасли. Среди богородских организаций в числе лидеров желтые страницы Богородского называют ООО «Римбунан Хиджау».
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить Это промышленное предприятие представлено в каталоге фирм Богородского как крупный производитель древесины, круглых пиломатериалов. В этой же области, согласно справочнику организаций Богородского, работает и ряд индивидуальных предприятий арендаторов, среди которых ИП «Шамеев И.», ИП «Суздалова Е.» На экономической карте Богородского также отмечено второе по объему производства в регионе богородское предприятие - ГП «Богородское», специализирующееся на добыче золота.
 
В реестр предприятий Богородского, чье производство является бюджетообразующими для села, являются ООО «Калм», СРО КМНС «Монгол», РО «Покто». Эти предприятия специализируются на вылове ценных – лососевых – пород рыб, оставаясь основными поставщиками сырья для пищеперерабатывающих предприятий края и товаров на столы потребителей.
 
Транспортная отрасль представлена на богородской карте предприятием ОАО «Богородский аэропорт», осуществляющий круглогодичное воздушное сообщение со столицей края – Хабаровском – самолетами типа АН-28. Единоличным лидером списка учреждений Богородского, осуществляющего пассажирские перевозки наземным транспортом признано ООО «БогородАвтоТранс», соединяющее Богородское с Хабаровском, Де-Кастри, Булавой, Анненскими водами, Комсомольском-на-Амуре.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить Ульчский район образовался 17 январе 1933 года на объединенном пленуме Больше-Михайловского и Ульчского-Негидальского райисполкомов в соответствии с постановлением Советсткого правительства «Об организации и усилении национальных районов Севера» и постановления Далькрайисполкома из бывших Больше-Михайловского, Ульчско-Негидальского национальных районов и северной части Нижне-Тамбовского района. Ульчский район входил в состав Нижне-Амурского округа. В мае 1934 года Ульчский район вошел в состав вновь образованной Нижне-Амурской области. В октябре 1938 года Нижне-Амурская область отошла к Хабаровскому краю. 23 января 1956 года область была упразднена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 января 1956 года, а ее районы, в том числе и Ульчский, вошли в состав Хабаровского края.
 
В феврале 1963 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года и решения Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 февраля 1963 года № 87 «Об укрупнении сельских районов и образовании промышленных районов в крае» Ульчский район был слит с частью Тахтинского района и преобразован в Ульчский промышленный район. На его территории в январе 1965 года образован Ульчский район с центром в с.Богородское на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР и решения Исполкома Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 января 1965 года №20. В декабре 1991 года полномочия райисполкома переданы вновь созданной Администрации Ульчского района.
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

  Сельские поселения -18
  • Богородское сельское поселение - с. Богородское
  • Булавинское сельское поселение - с. Булава
  • Быстринское сельское поселение - пос.Решающий (пос.Быстринск)
  • Де-Кастринское сельское поселение - с.Де-Кастри (с.Кизи, с. Чильба)
  • Дудинское сельское поселение - с.Дуди
  • Калиновское сельское поселение - с. Калиновка
  • Кисилевское сельское поселение — с.Кисилевка (с. Имени Максима Горького, пос. Ключевой)
  • Мариинское сельское поселение - с.Мариинское (пос. Мариинский Рейд)
  • Нижне Гаваньское сельское поселение - с. Нижняя Гавань
  • Савинское сельское поселение — с. Савинское (с. Монгол)
  • Санниковское сельское поселение — с. Большие Санники (с.Тулинское)
  • Солонцовское сельское поселение — с. Солонцы (с.Кольчем)
  • Софийское сельское поселение — с. Софийск
  • Сусанинское сельское поселение — с.Сусанино (с. Аннинские Минеральные Воды, с. Воскресенское)
  • Тахтинское сельское поселение —  с. Тахта (с.Новотроицкое)
  • Тырское сельское поселение —  с.Тыр (с. Белоглинка)
  • Ухтинское сельское поселение - с.Ухта
  • Циммермановское сельское поселение — пос. Циммермановка


ПОСЕЛОК ДЕ-КАСТРИ

Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить30 июня 2004 года Законом Хабаровского края №194 «О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ» Ульчское муниципальное образование наделено статусом муниципального района. В его состав вошли 18 сельских поселений, объединяющих 32 населенных пункта, в которых  численность экономически активного населения в 2014 г. составило  8 927  чел., из них 3.218 чел. проживает в Де-Кастринском сельском поселении.
 
Поселок Де-Кастри был назван по бывшему имени залива Чихачёва, на котором он стоит. Залив был открыт Лаперузом 25 июля 1787 года и назван в честь спонсора экспедиции — морского министра, маркиза де Кастри. Залив представляет собой удобное естественное убежище для судов, что также ценно с военной точки зрения. Поселение было основано в 1853 году. Это произошло за пять лет до подписания Айгунского договора, по которому Россия получала эти земли, поэтому тогда ещё существовало особое правительственное распоряжение не осваивать земли южнее Амурского лимана. Тем не менее, весной самый молодой участник экспедиции Невельского Н. К. Бошняк был послан с двумя казаками и одним тунгусом для основания поста на берегу залива Де-Кастри. Сначала был построен Александровский пост, к началу XX-го века упразднённый; позднее появился Де-Кастри.
 
После обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году, во время Крымской войны, стали очевидными трудности снабжения и обороны Камчатки. Было решено перенести порт с Камчатки не дожидаясь повторного нападения. Весной 1855 года русская эскадра с оружием и людьми под руководством контр-адмирала Завойко направилась в сторону устья Амура, который, однако, был ещё покрыт льдом. Было решено дождаться ледохода, скрываясь в заливе Де-Кастри от превосходящих сил французов и англичан. Русские корабли были там обнаружены, однако успели уйти к Амуру через Татарский пролив до прибытия вражеских подкреплений. Англичане и Французы не знали, что Сахалин является островом, и провели весь завершающий период войны бесплодном ожидании русского флота у его южного побережья.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьПри составлении первых планов железнодорожной сети России в 1858 году, Н. Н. Муравьёв-Амурский предлагал провести железную дорогу между селом Софийское на Амуре и Александровским постом. Эти планы реализованы не были — железная дорога вышла к Тихому океану гораздо южнее, во Владивостоке, и в советское время в Ванино.В 1890 году Де-Кастри посетил А. П. Чехов. Свои впечатления о посёлке он включил в произведение «Остров Сахалин», где Александровский пост упоминается как «несколько домиков и церковь» со священником, приезжающим из посёлка Мариинск. Также упоминается плохая погода (мало солнечных дней) и крупная рыба, выловленная Чеховым в заливе.
 
В ходе Русско-японской войны 10 июля 1905 года японцы высадили в Де-Кастри десант. Во время Гражданской войны, с 11 января по 27 февраля 1920 года посёлок был занят белогвардейским отрядом И. Н. Вица в составе 48 человек. Белогвардейцы надеялись продержаться в посёлке до весны и прибытия им на помощь по морю японских войск. После непродолжительной осады поселок был взят красными отрядами. И. Н. Виц, командир отряда, отчаявшись от потери Николаевска-на-Амуре и Де-Кастри, застрелился в Клостеркампском маяке возле посёлка.
 
В 1932 году вокруг Де-Кастри были созданы укрепления для защиты от занимавших в то время юг Сахалина японцев. 104 Декастринский укрепрайон был сформирован до 1941 года, в 1940 году была сформирована Декастринская военно-морская база с береговыми орудийными батареями. Во время войны в заливе базировались и укрывались советские суда, после войны все укрепления были оставлены.
 
С начала 1990-х годов систематические исследования на западном побережье Татарского пролива проводят археологи Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края (НПЦ по ОПИК). Выявлен целый ряд археологических памятников в Ульчском, Советско-Гаванском и Ванинском районах Хабаровского края: стоянки «Бяудэ», «Лососина», «Фальшивая», «Ботчи», «Луговая», «Горный», «Дюанка», «Дата», «Де-Кастри-1, 2», поселения «Буя», «Хонолика», «Тумнин», «Чумы-Дуа». Наиболее изученные из них — «Фальшивая-3» в Советско-Гаванском районе (Дерюгин, 1992) и «Чумы-Дуа» в Ванинском районе (Ласкин, 2006). Материалы этих археологических памятников представлены керамическими сосудами, каменными орудиями труда, охоты и рыболовства.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьВ рамках освоения нефтегазового проекта «Сахалин-1» в Де-Кастри построен терминал для круглогодичной отгрузки нефти. В августе 2006 года первые тонны черного золота, добытого на шельфе Сахалина, поступили сюда по подводному трубопроводу. А через месяц была начата регулярная отгрузка нефти на экспорт. В общем объеме грузооборота Де-Кастринского таможенного поста она занимает в стоимостном выражении более 90%. С начала ввода в эксплуатацию в 2006 году с терминала было отгружено 550 танкеров, а объем отгруженной нефти проекта «Сахалин-1» составил 51 млн тонн, что вывело Де-Кастри в ряды крупнейших портов российского Дальнего Востока.
 
Морской лесной порт  является структурным подразделением Де-Кастринского комплексного леспромхоза, который территориально подчинен ГПО «Дальлеспром». Гидротехнические сооружения находятся напротив селения Де-Кастри. Продолжительность навигации 200-220 дней, в период замерзания залива Чихачева (с 15 декабря по 10 апреля) навигация осуществляется с помощью ледоколов. Порт может принимать суда грузоподъемностью до 5000 т. Порт открыт для захода иностранных судов. Порт специализирован на отгрузке лесных грузов на экспорт. Ближайшая железнодорожная станция - Советская Гавань. Порт с железнодорожной сетью страны не связан. Связь с портами Хабаровского края и острова Сахалин - морское сообщение.
 

СЕЛО БУЛАВА

Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьСело Булава расположено на правом берегу реки Амур в 62 км от районного центра села Богородское и  в 760 км от краевого центра - города Хабаровска. К селу имеются дороги с твердым покрытием и водное сообщение по реке Амур. На сегодняшний день в селе Булава проживает 2100 человека, из них 1500 чел. избирательного возраста. На территории поселения находится жилищно-коммунальное хозяйство МУП СП Булава «Булавинское ТЭП»,отделение связи, АТС, врачебная амбулатория, аптека, две пекарни, 17 магазинов, парикмахерская, 3 пилорамы (ИП Банзерук, ООО «Малахит», ООО «Партнер»), 4 муниципальных образовательных учреждений - одна средняя общеобразовательная школа, детская художественная школа искусств, детский сады «Солнышко» и «Антошка», а также дом культуры, библиотека и национально-культурный центр  села Булава. Село Булава образовано в 1812 г., главой сельского поселения является    Росугбу Надежда Петровна
 
У населяющих побережье Амура малочисленных народов была своя, сложившаяся веками культура (соответствующая тому миру, в котором они жили) быта, семьи, одежды, промыслов, представления о мире и его ценностях. Не зря ведь и само название «нани», которым они себя именовали, переводится на русский язык как «местные люди»: все прочие как бы отделялись в их сознании, оставаясь «ненастоящими» — людьми со стороны. Пришедшие на Амур русские переселенцы, сильные своим национальным и государственным единением, вносили в жизнь и быт коренных жителей Нижнего Амура вполне естественные изменения. Изначальное приобщение к православию, а затем — к основам национальной русской культуры практически перевернуло все представления нани о мире, в котором они жили прежде. А в годы советской власти эти изменения стали еще более глубокими, почти необратимыми.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьВ июле 2011 года отметил свой 55-летний юбилей народный фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Гива» (в переводе на русский — «Рассвет») села Булава. У истоков его создания стойл заслуженный работник культуры РСФСР Петр Леонтьевич Дечули — первый ульчский хореограф, поставивший танцы, ставшие классикой национальной хореографии. Сегодня этим ансамблем руководит Галина Павловна Веткан.  В свое время ансамбль «Гива» стал лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, а впоследствии не раз завоевывал различного рода звания и призы на краевых, всероссийских и международных конкурсах народного творчества. За 55 лет своего существования этот коллектив собрал и обработал множество старинных песен и танцев, воплотил на сцене картины жизни предков, их ритуалы, обряды, сюжеты легенд и сказок, сумев раскрыть зрителям духовное богатство своего народа.
 
География его выступлений включает в себя не только Дальний Восток, но и Новосибирск, Москву, Германию, Францию, Италию, Швейцарию.Сосвоей самобытной программой ансамбль из небольшого ульчского села побывал на Аляске, в Канаде, Америке, Японии. Он стал обладателем Гран-при международного фестиваля «Парад Медосуджи-2004. Осака» (Япония). Его работа была удостоена множества благодарственных писем, в том числе и от администрации Президента России. Ансамбль награжден дипломом фестиваля искусств коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проходившего в апреле 2005 года в столице нашей Родины. Различных наград удостоены солисты ансамбля  Анна и Борис Дяфу, Клавдия Росугбу, Дмитрий Веткан, Владимир Ангин, Денис Аимка и Анатолий Кай.
 
Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличитьПрактически все жители села Булава прошли через творчество нашего народного коллектива, — говорит Галина Павловна. — Его участники — это не только нынешняя молодежь, но и родители, дедушки и бабушки — люди разных поколений. Мы с признательностью вспоминаем сегодня бывшего заведующего сельским клубом Бориса Ивановича Дяфу, много сделавшего для развития нашего ансамбля. Очень благодарны Лилии Петровне Дечули, выпускнице училища при Ленинградской консерватории. Это ее усилиями в репертуаре ансамбля «Гива» появились авторские хоровые разработки и музыкальный фольклор.
 
Многое сделала для ансамбля балетмейстер района Татьяна Федоровна Петрова-Бытова, при непосредственном участии которой был поставлен танец «Чайка над Амуром», ставший классикой национальной хореографии. Большую помощь в пошиве национальных костюмов для ансамбля нам оказывают народные мастерицы, особенно старейшая жительница Булавы Нина Константиновна Ходжер, передающая сегодня свое удивительное искусство многочисленным детям и внукам... Это отрадно, что есть кому наследовать наши национальные традиции.
 
Есть кому, это верно. В Булаве при национальном музее создана и успешно воспитывает будущих мастеров ульчского народного творчества детская школа искусств, которой руководит дипломированный художник и резчик по дереву Юрий Никитович Куйсали. В школе занимаются более 100 детей. Здесь они приобщаются к таинствам ульчского фольклора, древних обрядов и ритуалов ульчей, обучаются рисунку, резьбе по дереву и бересте, впитывают неповторимый колорит ульчских песен и танцев, изучают родной язык. При школе создан детский ансамбль «Диро», которым руководят Лидия Антоновна Урангина и молодой специалист Наталья Васильевна Брал. Слова и музыку для этого ансамбля пишет преподаватель школы искусств Лилия Петровна Дечули.