Советско-Гаванский муниципальный район

Назад Вперёд

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Советско-Гаванский район входит в состав Хабаровского края как административно-территориальная единица. Расположен в восточной части края, на побережье Татарского пролива, на южном берегу глубоководного залива Советская Гавань, удобного для захода судов с любой осадкой. Относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера. Интенсивное развитие поселка Советская Гавань началось в годы первых пятилеток, особенно после посещения района командующим отдельной Дальневосточной Краснознаменной Армией маршалом Блюхером В.К., наркомом обороны СССР маршалом Ворошиловым К.Е., председателем Совнархоза СССР Куйбышевым В.В.
 
Город Советская Гавань, фото с сайта  www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Город Советская Гавань, фото с сайта www.google.ru
Город Советская Гавань, фото с сайта  www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Город Советская Гавань, фото с сайта www.google.ru
На севере район граничит с Ванинским, на западе – с Нанайским районом, на юге – с Приморским краем. Значительную часть территории района занимает  хребет Сихотэ-Алинь. Побережье слабо изрезано, имеет заливы только вдоль рек. На территории района находится один из самых больших и глубоководных заливов российского побережья Японского моря – залив Советская Гавань. На территории Советско-Гаванского района расположено несколько особо охраняемых природных территорий. В центральной части в бассейне реки расположен заповедник федерального значения «Ботчинский» площадью 267 тыс. га. Территории краевого значения представлены заказником  «Коппи» площадью 38 тыс. га в верхнем течении р. Коппи ее притоков и экологическим коридором «Нельминский»  что составляет 3,2% от численностиплощадью 37 тыс. га. расположенным вдоль побережья Татарского пролива в южной части района. Численность постоянного населения района на 01.01.2015  составила 40,8 тыс. человек
 
Залив  «Советская Гавань»,  фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Проект новой  электростанции в Советской Гавани,  фото с сайта  www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Проект новой электростанции в Советской Гавани, фото с сайта www.google.ru
населения края. В районном центре проживает более 63% населения района. Населенные пункты района расположены в северной части района, главным образом на побережье залива Советская Гавань. Основу экономики района составляет лесная (заготовка древесины и выпуск пиломатериалов) и рыбная промышленности (вылов и глубокая переработка рыбы), промышленность строительных материалов, судоремонт, а также строительство и транспорт.Основу экономики района составляют предприятия рыболовства и рыбоводства, лесного хозяйства, а также обрабатывающие производства, судоремонт. Предприятия автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного транспорта формируют развивающийся комплекс коммуникаций, с которым на базе этих отраслей будет осуществляться стратегия долгосрочного развития района.Район богат природными ресурсами. Выход в Тихий океан позволяет развивать и поддерживать экономические связи со странами АТР.
 
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Город Совгавань обладает высоким потенциалом для ремонта и переоснастки морских судов.Транспортно-промышленный узел «Ванино-Советская Гавань» входит в состав территориальной агломерации «Технополис КАС». Реализуемые на Дальнем Востоке сырьевые проекты ориентированы на азиатские рынки, прямой выход на которые лежит через БАМ, побережье Хабаровского края в районе портов Ванино и Советская Гавань. Значительные перспективы развития района связываются с развитием портовой особой экономической зоной «Советская Гавань». Ведущими предприятиями района являются: рыбодобывающие и рыбообрабатывающие - ООО "Восточная производственная компания", рыбоцех "Посейдон", ООО "Юго-Восток", ООО "ДВ Рыбак", РК "Простор", ООО "Востокрыбпром", ООО "Поллукс", рыборазводный завод ООО "Комета"; лесоперерабатывающие - ООО "Ванино-Тайрику", СП "Совгаванский ЛПК", ООО "Фарт", ООО "Гермес ЛТД"; строительное - ООО "ПСП "Завод железобетонных изделий"..
 
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
ТРАНСПОРТ Внешние транспортные связи района осуществляются по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (расстояние от г. Советской Гавани до г. Комсомольск-на-Амуре – 440 км), воздушным путем из аэропорта «Май-Гатка»  (в 30 км от г. Советской Гавани) и по строящейся автодороге «Лидога–Ванино», выходящей на трассу «Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре» (расстояние от административного центра района до г. Комсомольска-на-Амуре – 510 км, до г. Хабаровска – 620 км). Также используется морской круглогодичный торговый порт «Советская Гавань». Внутренняя транспортная связь между населенными пунктами района (и соседним Ванинским районом) осуществляется по автомобильной дороге с твердым покрытием.
 
 
Компания «Хабаровские авиалинии» выполняет регулярные авиаперевозки в северные и труднодоступные районы Хабаровского края, в том числе в Ванинский  район. Самолетный парк представлен самолетами Ан -24 и Ан- 26 и Як-40.Официальный сайт Аэропорта Хабаровск  с расписаниями авиарейсов по Хабаровскому краю.Базовый аэропорт компании «Хабаровск Новый». Официальный сайт ОАО Хабаровский аэропорт с расписаниями авиарейсов по Хабаровскому краю.


ЗОНА ПОКРЫТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ:Гатка, Датта, Дюанка, Заветы Ильича, Лососина, Майский, Монгохто, Октябрьский, Советская Гавань, Токи
 

АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес:682800 г.Советская Гавань, ул.Ленина,3
 
Официальный сайт администрации Советско-Гаванского муниципального района
 
Дата образования района - 12 января 1965 г.
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьГлава Советско-Гаванского муниципального района
 
Бухряков Юрий Иванович  
 
Приемная главы: тел.(42138) 45-1-12, E-mail :adm@city.sovgav.ru
 
 
 
 
 
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР  РАЙОНА - гор. СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ

г. Советская Гавань, площадь Победы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань, площадь Победы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
г. Советская Гавань,ул.Ленина, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань,ул.Ленина, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
История района начинается с мая 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял  Г.И. Невельской, была открыта одна из лучших естественных гаваней мира — залив Хаджи. К исследованию Г.И. Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер  Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы  тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив,  названный Бошняком К.Н. в честь императора Николая — Императорской Гаванью.« Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана», —  писал   В.А. Римский-Корсаков.
 
г. Советская Гавань, экскурсия на военный корабль , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань, экскурсия на военный корабль , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
г. Советская Гавань, магазин "Минутка" , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань, магазин "Минутка" , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
4 августа 1853 года Г.И. Невельской основал «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» — первое русское поселение в заливе Императорская гавань.Его начальником назначен Н.К. Бошняк.В 1907 году Императорская Гавань становится важнейшим  лесоторговым центром Востока России, здесь основана и работает австралийская лесная концессия «Слей-Мур». К 1913 году  в гавани существовали три  населенных пункта на берегах бухт Лососина, Маячная и Японская (в последствии – Курикша).В 1922 году  Императорская Гавань была переименована в  Советскую Гавань. Советско-Гаванский район был образован в 1925 году. С 1930 года по 1948 год входил в состав Приморского края, а в современных границах существует с 1973 года (после выделения Ванинского района). А статус города рабочий поселок Советская Гавань получил 18 января 1941 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР.В 1926 году выполнены изыскательские работы по прокладке трассы железнодорожного пути.30-е и 40-е годы прошлого века стали для города временем активного экономического развития и формирования  социальной
 
Гостиница  «Советская Гавань»  фото с сайта https:// Sovgavan. ru / (нажмите, чтобы увеличить)
Гостиница «Советская Гавань» фото с сайта https:// Sovgavan. ru /
г. Советская Гавань с высоты птичьего полета,  фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань с высоты птичьего полета, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
инфраструктуры. В это время строится и приступает к работе первый судоремонтный завод. В июне 1937 года на  судоремонтный завод Министерства Морского Флота прибыл первый плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, этот год считается датой рождения завода и морского порта. Построены мелькомбинат, Дальневосточная электростанция специального назначения, морской порт. Сформирована  Северная Тихоокеанская флотилия, начато строительство железной дороги  Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, по которой в 1945 году было открыто движение. Работают артель «Красный швейник», предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет.  В 1943 году введен в эксплуатацию машиностроительный завод, открывается ремесленное училище. В 1947 году железнодорожная ветка станция «Город Комсомольск-на-Амуре» — станция «Город Советская Гавань» была введена в эксплуатацию.В 1948 году город Советская Гавань с прибрежной зоной
 
г. Советская Гавань, автор Алексей Андрущенко, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
г. Советская Гавань, автор Алексей Андрущенко, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Памятник первооткрывателям Советской Гавани,  фото с сайта http://dergachev-va.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник первооткрывателям Советской Гавани, фото с сайта http://dergachev-va.livejournal.com/
в составе двух рабочих поселков и пяти сельсоветов передан из Приморского в Хабаровский край.Длительное время порт Советская Гавань являлся одной из баз Тихоокеанского военно-морского флота. В 90 годы XX века в связи с начавшейся военной конверсией, порт стал доступен для захода иностранных судов. Стратегическое значение района обусловлено тем, что здесь проходит морская граница России.В настоящее время Советская Гавань - морской рыбный и торговый порт. Город обладает высоким потенциалом для ремонта и переоснастки морских судов. Район богат природными ресурсами. Выход в Тихий океан позволяет развивать и поддерживать экономические связи со странами АТР. Советская Гавань - достаточно развитый транспортный узел: железнодорожная ветка имеет выход на БАМ, автодорога связывает город с краевым центром, аэропорт имеет возможность принимать самолеты любого класса.Важнейший природный фактор экономического развития района - наличие на его территории одной из лучших в России глубоководной гавани - залива Советская Гавань.Внешние транспортные связи осуществляются мор-
ским, воздушным и железнодорожным транспортом, а в последние годы и по автомобильной дороге Ванино — Лидога.Основу экономики составляют предприятия рыбной, лесной и деревообрабатывающей отраслей, а также судоремонт и транспорт. Здесь расположены Майская ГРЭС, железнодорожная станция, предприятия пищевой промышленности, морской торговый порт.


ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА "ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА"

Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Бухта Западная, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Бухта Западная, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Расположен в восточной части края в 7 км к северу от Советской гавани, на берегу бухты Постовая залива Советская гавань. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Совгавань - Сортировочная 3 км. История современного посёлка началась с 1929 года, когда была произведена запись добровольцев на переселение в Советскую Гавань для создания рыболовецкого колхоза. Поселенцы прибыли в феврале 1930 года и обосновались на полуострове Меньшиков, где на общем собрании избрали правление колхоза названного ими "Заветы Ильича". Позже колхоз перевели на берег бухты Северной. Посёлок назвали Новоастраханский. В 1934 году был ликвидирован Новоастраханский поселковый совет, а значительно выросший рабочий посёлок переименован в Заветы Ильича.В том же 1934 году на территории поселка был сформирован Совгаванский укрепрайон, а в середине года в бухте Постовой началось строительство казарм береговых объектов для базирования подводных лодок. Одно время рабочий посёлок входил в состав города Советская Гавань.
 
Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Заветы Ильича, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
1960 году был выделен в самостоятельный посёлка городского типа. На начало XXI века оставался важной военно-морской базой.В годы 2-й Мировой войны и послевоенные годы крупная военно-морская база Тихоокеанского Флота, штаб Северо-тихоокеанской флотилии, затем 7-го ВМФ и Сахалинской флотилии. Военно морская база  включала надводные корабли, подводные лодки (в том числе атомные), береговые войска флота (множество частей обеспечения, морская пехота). Также к гарнизону относились силы ПВО всего побережья (345 бригада ПВО) и истребительный полк (41 ИАП, аэродром Постовая), в дальнейшем переподчинённый 11 армии ПВО, военные строители, авторемонтный завод, молокозавод, кондитерский цех, типография газеты «На страже Родины». С развалом СССР уменьшилось количество военнослужащих.
В XXI веке от некогда крупного морского гарнизона остался 38-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района, в составе двух малых противолодочных кораблей проекта 1124 и трёх тральщиков. Практически все дома «сталинской» постройки, а также несколько относительно свежих пятиэтажных домов брошены и превращены в руины. Брошено и разрушено большое количество служебных построек в границах посёлка, а также полностью разрушены строения на полуострове Меньшикова — посёлок по сути представляет собой огромную декорацию к фильмам о войне. Некогда место сосредоточения военно-морской мощи Советского союза. Все, кто побывал в этом поселке признаются, здесь одновременно видишь свидетельства триумфа советской империи и ее краха. Большую часть своей истории населенный пункт в северной гавани был секретным гарнизоном.
 
Видеофильмы: Заветы Ильича — ах как хочется вернуться....
 
Краеведение.Точка на карте-Заветы Ильича.
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

Городские поселения -3    Сельские поселения — 7
  • Городское поселение «Город Советская Гавань»   г. Советская Гавань  
  • Городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» пос. Заветы Ильича                                      
  • Городское поселение «Рабочий поселок Лососина» пос. Лососина
  • Городское поселение «Рабочий поселок Майский»    пос. Майский  
  • Гаткинское сельское поселение пос.Гатка

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ (1813-1876)

Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Г.И. Невельской,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Г.И. Невельской, фото с сайта https://www.google.ru
Г.И. Невельской,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Г.И. Невельской, фото с сайта https://www.google.ru
Решающая роль в присоединении Приамурья к Российской империи, создании форпоста обороны ее восточных рубежей принадлежала командиру военного транспорта «Байкал»,   позднее офицеру по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири, начальнику Амурской экспедиции капитану 1-го ранга Г.И. Невельскому.  Экспедиция под его руководством летом 1849 года вошла в устье Амура, где были проведены разведывательные плавания для определения возможностей судоходства. Открытие двух полноводных фарватеров в лимане и устье Амура и островного положения Сахалина определяло возможность прохода морских судов с севера и юга в устье Амура и открывало перспективу создания здесь будущего морского порта. Получив поддержку генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева,   всю зиму 1849-1850 годов Невельской в Петербурге добивался положительного правительственного решения об устройстве в устье Амура военных постов, которые должны были закрепить Приамурье за Россией.

Утро в проливе Невельского, копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Утро в проливе Невельского, копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Первый пост как зимовье Российско-Американской компании был заложен Г.И. Невельским и поручиком корпуса флотских штурманов  Д.И. Орловым 29 июня 1850 года в заливе Счастья на косе, отделяющей Охотское море от залива, назван Петровским в память Петра Великого и во имя святого угодника этого дня.Обосновавшись со своей командой на Петровской косе, Г.И.Невельской в нарушение полученной им инструкции, предписывающей ограничиться устройством зимовья на морском побережье у лимана Амура и не устанавливать посты в его устье, 1 августа 1850 года на мысе Куегда в 70 верстах от устья Амура   заложил Николаевский пост.  Здесь ровно в полдень в присутствии собравшихся жителей близлежащих стойбищ Г.И. Невельской  поднял Андреевский флаг  и от имени российского правительства зачитал текст грамоты о принадлежности приамурских земель к Российской империи.Донесение в Петербурге о самовольном поступке Невельского вызвало негодование «высоких» чиновников Министерства иностранных дел - основных противников идеи исследования и освоения устья Амура.
 
Стакан «Амурской воды», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Стакан «Амурской воды», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Специально образованный комитет признал действия Г.И.Невельского дерзкими и противными высочайшей воле и постановил: Николаевский пост на Амуре снять и впредь устья Амура не касаться, а Г.И.Невельского подвергнуть строжайшему наказанию - разжаловать в матросы с лишением всех прав состояния. Решение комитета для утверждения было представлено императору Николаю I.,положение спас генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, попросивший аудиенции у государя для доклада о важных причинах, толкнувших Невельского на решительные действия. Император Николай I отнесся с вниманием к докладу генерал-губернатора, нашел действия Г.И.Невельского патриотичными, благородными и молодецкими.Ответом на постановление Комитета были его исторически значимые слова: «Где раз поднят русский флаг, он спускаться не должен».12 февраля 1851 года Комитетом под председательством наследника престола, будущего императора Александра II было принято решение об организации Амурской экспедиции в составе 60 человек.

Почтовая марка СССР посвященная памяти Невельского Г.И., фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Почтовая марка СССР посвященная памяти Невельского Г.И., фото с сайта https://www.google.ru
Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Экспедиция подчинялась генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву через представителей власти на местах и финансировалась Российско-Американской компанией. Николаевский пост признали как торговую лавку компании (Николаевское зимовье), а Невельскому было дано указание никаких дальнейших шагов в Приамурском крае не предпринимать.Летом 1851 года, преодолев тяжесть перехода из Якутска в Охотск по заброшенному Охотскому тракту и далее морем, в Петровское прибыли Г.И. Невельской с молодой женой Екатериной Ивановной и первые поселенцы: мастеровые 46-го флотского экипажа и казаки Якутского полка, некоторые с семьями. В Николаевском была выставлена постоянная команда во главе с лейтенантом Н.К. Бошняком.Основной деятельностью Амурской экспедиции становится детальное обследование гидрографии и орографии бассейна Нижнего Амура, Охотского побережья и Сахалина, а также обустройство постов.В донесении генерал-губернатору  Н.Н. Муравьеву от 15 апреля 1852 года Г.И.Невельской писал: «Мне предстояло и ныне предстоит одно из двух:
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре, фото с сайта https://www.google.ru
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре, фото с сайта https://www.google.ru
или, действуя согласно (петербургским) инструкциям, потерять для России столь важные края, как Приамурский и Приуссурийский, или же действовать самостоятельно, приноравливаясь к местным обстоятельствам и не согласно с данными мне инструкциями; я избрал последнее». В 1853 году летом по распоряжению Г.И.Невельского были заложены посты  Мариинский (выше по течению Амура в районе озера Кизи) и Александровский (в заливе Нангмар, ныне Чихачева), в начале осени основаны два военных поста на Сахалине, 29 сентября поднят российский флаг в Императорской гавани и основан Константиновский пост (ныне г. Советская Гавань).После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована, бывший начальник экспедиции контр-адмирал Геннадий Иванович Невельской   вернулся на Балтику. А 2 июля (20 июня по старому стилю) 1860 г. на берегах бухты Золотой Рог по приказу военного губернатора Приморской области  контр-адмирала Петра Васильевича Казакевича  был основан военный пост, названный Владивостоком.
 

БОШНЯК КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1830-1899)

Памятник первооткрывателям  залива и города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник первооткрывателям залива и города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.slideshare.net/svkalashnikov/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.slideshare.net/svkalashnikov/
Константин Николаевич Бошняк родился 3 (15) сентября 1830 года в Костромской губернии. В 1842 году стал кадетом Морского корпуса, в 1847 году проходил практику гардемарином на Балтийском море, в 1849 году был произведен в мичманы, с оставлением в офицерском классе. Свои исследования начал в 18 лет. Стойко справлялся со всеми тяготами экспедиционной жизни. В 1851 году был переведен из Санкт-Петербурга в Амурскую экспедицию, где сразу же был назначен начальником Николаевского поста, а в феврале-марте 1852 года, Геннадий Иванович Невельской послал своего подчиненного исследовать Сахалин. Бошняк К.Н. прошел на собаках и пешком западное побережье острова от пролива Невельского до реки Дуэ, где открыл месторождение каменного угля. Перейдя на восточное побережье Сахалина, он открыл реку Тымь и проследил её течение. Проехавшись до Тыми, до восточного берега и обратно, он добрался до западного берега.В апреле-июне 1852 года  Бошняк К.Н. обследовал низовья Амура, в конце 1852 года — бассейн реки Амгунь и открыл Буреинский хребет,а также— озера Чукчагирское и Эворон.
 
Памятник первооткрывателям  города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник первооткрывателям города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/
Памятник Николаю  Константиновичу  Бошняку, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Николаю Константиновичу Бошняку, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
Зиму 1853 года провел в тяжелых условиях в бухте Хаджи. В 1853 году основал посёлок Де-Кастри  на берегу залива Чихачёва.В мае 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял  Г.И. Невельской , была открыта одна из лучших естественных гаваней мира — залив Хаджи. К исследованию Г.И. Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер  Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а 23 мая  Н.К. Бошняк открыл на побережье Татарского пролива залив Хаджи,  оказавшийся одной из лучших в мире естественных гаваней.
 
 
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева
На одном из мысов залива им был установлен крест с надписью: "Гавань императора Николая» открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Тваном Мсеевым".4 августа 1853 года.Г.И. Невельской основал "военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост". Это было первое русское поселение в заливе Императорская Гавань. Его начальником назначен Н.К. Бошняк. Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Н.К.Бошняк был переведен на Балтийский флот в 1856 году. С 1858 года по 1860 год служил на фрегате «Илья Муромец» на Балтийском и Средиземном морях. В 1865 году в чине капитана 2 ранга был уволен со службы по состоянию здоровья. Умер 15 (27) декабря 1899 год в городе Монца, (Италия), куда уехал для лечения.
 
 
Место затопления фрегата «Паллада» в гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Место затопления фрегата «Паллада» в гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/
Судно в Гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Судно в Гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/
Многочисленные бухты и мысы были названы в честь членов императорской семьи, но в советский период большая их часть получила новые названия. На берегу одной из бухт был основан Константиновский пост, а сама бухта была названа   Постовой. В январе 1856 года, во время Крымской войны по приказу военного губернатора  В.С. Завойко в Постовой бухте был затоплен  фрегат российского военного флота  Паллада.Фрегат заложен на Охтинском Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Фрегат был построен согласно личному указанию императора Николая I. В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны и в связи с реальной небоеспособностью, был затоплен в бухте Постовая, где и находится по сегодняшний день.
 
 
Памятник легендарному фрегату «Паллада», фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник легендарному фрегату «Паллада», фото с сайта http://new.vanino.org/
Экспедиция «Командора Беринга»  МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
В 1963 на берегу бухты был сооружён памятник фрегату. Бухта Постовая глубоководная, с глубинами более шестидесяти метров. Примерно на этой глубине затоплен знаменитый фрегат «Паллада». Затопленная в бухте Постовой «Паллада» стала привлекательным объектом для дайверов различных мастей. В своё время, когда ещё было возможно поднять корпус фрегата на поверхность, от этой идеи отказались. В результате появилась масса желающих поднять со дна какую-либо часть корпуса, в основном с целью продажи как артефакта. Сегодня свободный доступ к останкам корпуса запрещён, да и сохранять там уже, по сути, нечего.Длительное время Императорская гавань использовалась для укрытия и стоянки кораблей. Лишь в конце XIX – начале XX веков гавань стала оживать. Исключительное удобство гавани для стоянки судов, обилие леса, рыбы, пушного зверя привлекли иностранных и русских предпринимателей. С 1907 г. Императорская гавань становится важнейшим лесоторговым центром.
 
 
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
В начале XX века на берегу залива насчитывалось три населённых пункта, где проживало русское население: на берегу бухты Маячной, на берегу бухты Японской и посёлок лесной концессии.Вход в залив расположен к северу от мыса Путятина, с севера ограничен полуостровом Меньшикова. Длина Залива составляет 11 километров, ширина на входе 2 километра . Глубина более 20 метров. По своим параметрам и по удобству залив Советская Гавань уступает только заливу Сан-Франциско и Авачинской губе.Берег возвышенный, обрывистый, местами холмистый. В залив впадают реки Большая Хадя, Эгге, Май и несколько более мелких. В составе залива выделяют три части, разделённые глубоко вдающимися в акваторию мысами. Это бухты Северная, Западная (Константиновская) и Юго-Западная (залив Хаджи). В свою очередь в них можно выделить ряд меньших бухт: Эгге, Окоча, Маячная, Концессии, Ольга, Постовая. К северу от залива расположена бухта Ванина.На берегу залива расположен г. Советская Гавань и пгт: Майский, Заветы Ильича, Лососина.
 

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ  ПИВАНЬ - СОВГАВАНЬ

Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Железная дорога Пивань - Совгавань (второй стратегический выход Советского Союза к Тихому океану) строилась в военное время (1942-1946 гг.) для дублирования находящегося под угрозой японского нападения Транссиба, для обеспечения базирования Тихоокеанского флота, а также для обеспечения устойчивой связи страны с Северным Сахалином, Магаданской областью и Камчаткой. Дорога строилась в сложнейших условиях, через  Сихотэ-Алиньский перевал, с большими перепадами высот.   Пивань — это речной порт напротив Комсомольска-на-Амуре, на другом берегу Амура.Программа усиления обороноспособности советского Дальнего Востока в уловиях обострения военно-политической обстановки в начале 1930-х гг. потребовала развитой транспортной инфраструктуры.
 
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Так с точки зрения стратегической безопасности в 1932 г. правительством было принято решение проложить новую магистраль  (БАМ),   проходящую на 300-400 км севернее Транссиба. В 1930-е годы строились и были проложены вторые пути Транссибирской железной дороги от Карымской до Уссурийска длиной свыше 2 800 км, ряд однопутных рельсовых линий с ответвлениями общей протяженностью около 2 000 км, несколько военно-полевых узкоколеек. В это же время шло сооружение Байкало-Амурской магистрали, прокладывались соединительные ветки от Транссиба. Однако построить её и открыть движение в запланированные сроки не удалось. К числу стратегически важных железнодорожных строек в регионе, завершившихся уже в разгар войны с Германией, относился тоннельный переход под Амуром у Хабаровска.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Его сооружение было вызвано необходимостью увеличения пропускной способности этого узкого места Транссиба.Первый поезд пришел в Комсомольск-на-Амуре в 1936 году со стороны Хабаровска, уже тогда встал вопрос о продлении этой железной дороги до Советской Гавани. Первые изыскания мостового перехода БАМа через реку Амур были проведены еще во второй половине 1932 года экспедиционной партией института Ленгипротрансмост. В 1939 году Тумнинская экспедиция провела окончательные изыскания. В итоге был выбран вариант, согласно которому переход через Амур железнодорожной линии  Комсомольск – Совгавань был определен за чертой площадки завода № 199  с отнесением места расположения моста выше по течению, то есть, в черте города.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Длина моста предполагалась 2,5 километра. На пиванском берегу мост подходил к тоннелю.Изыскания тоннельного перехода через Пиванский хребет производила комплексная партия инженера  А.П. Кузнецова. Главный геолог  П.М. Кисель. Автор проекта Н.Я.  Вайнштейн. Согласно отчету по Нижне-Амурскому ИТЛ, для строительства тоннеля была образована контора тоннельных работ, открыты курсы для подготовки специалистов по тоннелям на Байкало-Амурской магистрали и создана специальная тоннельная лаборатория. На тоннеле впервые отрабатывались технологии проходки тяжелых горных пород, которые, затем внедрялись на последующих стройках Дальнего Востока.Строительство тоннеля велось с двух сторон силами заключенных Амурлага.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Проходка осуществлялась горным способом без применения механизированных щитов. Производилось обуривание забоя шпурами, в которые закладывали заряды взрывчатого вещества и производили взрыв, дальше в ход шли отбойные молотки, кирки и лопаты. 26 октября 1940 года была пробита направляющая штольня. Длина тоннеля составляет около 800 м. До начала 1941 строители успели произвести бетонную обделку свода и частично стен. Дальше строительство тоннеля, как и железнодорожного моста через Амур, стало сворачиваться т.к. рельсы нужны были Буреинскому лагерю для строительства железнодорожной линии Известковый - Ургал. Из-за нехватки рельсов пришлось в 1942 г демонтировать и отправить на запад части верхнего строения пути с линии БАМ - Тында для строительства Сталинградской рокады.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить В 1943 году строительство железной дороги Пивань - Совгавань было возобновлено по облегченным техническим условиям в сжатые сроки, что привело к пересмотру и упрощению разработанного ранее проекта. Имелось специальное указание о том, чтобы на железнодорожной линии не строить больших мостов и тоннелей. В этой связи мост через р. Амур был заменен паромной и ледовой переправами (летом поезда, прибывающие в Комсомольск-на-Амуре, перевозили через р. Амур на ст. Пивань на паромах, а зимой прокладывали ледовую переправу).Всего на Дальнем Востоке за период индустриального развития было построено 16 новых линий (без вторых путей Транссиба) или около 1,4 тыс. км железнодорожных путей. Во второй половине 1930-х гг. была произведена трансформация структуры железных дорог Дальнего Востока.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Для совершенствования управления железными дорогами в 1936 г. Уссурийская железная дорога была разделена на две самостоятельные: Дальневосточную (ДВЖД) и Амурскую. В 1939 г. из состава ДВЖД была выделена Приморская железная дорога. В предвоенные десятилетия в работе железных дорог Дальнего Востока преобладал ввоз и транзит грузов. Это было продиктовано особенностями развития региона - сырьевым характером промышленности, ограниченностью земельного фонда, пригодного для сельского хозяйства, а также переброской значительного количества войск в регион.Самым важным направлением деятельности железных дорог, в т.ч. дальневосточных, стала организация оперативных перевозок войск на советско-германский фронт. Первый воинский эшелон на запад с Дальнего Востока ушел уже 29 июня 1941 г.
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/
Погрузка и движение эшелонов проводились с максимальной скрытностью. Оперативные воинские перевозки в общий поток грузооборота не входили, но фактически они занимали свыше 40 % общих перевозок всех грузов на дорогах Дальнего Востока. Войска, переброшенные из состава Дальневосточного фронта (ДВФ) и Тихоокеанского флота (ТОФ) сыграли важную роль в разгроме противника под Москвой, где рухнул план «молниеносной войны» гитлеровской Германии. В 1941- 1944 гг. на советско-германский фронт было переброшено с Дальнего Востока более 1млн чел.Работы по строительству моста через Амур начались в 1969 году, но уже в другом месте. В октябре 1974 закончено сооружение последней опоры моста (всего их было 9), а 1 августа 1975 года установлено последнее пролётное строение. 26 сентября 1975 года в торжественной обстановке главный мост БАМа был открыт для движения по железнодорожному переходу: в полдень, у первого портала нового моста остановился пассажирский поезд со станции Комсомольск-на-Амуре. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Тайшет — Советская Гавань (основной путь) строилась с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Про  Пиваньский туннель «забыли», вокруг него образовалось садоводческое общество, вход в туннель превратился в свалку и только название улицы "тоннельная" в садах напоминает о былых  прошедших временах...
 

СЕВЕРНАЯ ТИХООКЕАНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/ (нажмите, чтобы увеличить)
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/ (нажмите, чтобы увеличить)
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/
Образована 31 июля 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК на Тихоокеанском флоте для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море. В состав флотилии вошли все военные корабли, ранее базировавшиеся в бухте Де-Кастри, в г. Николаевск-на-Амуре, на северной части острова Сахалин, а именно: минный заградитель, 3-я бригада подводных лодок, 5, 8 и 9-й отдельные дивизионы торпедных катеров, части береговой обороны, ПВО и ВВС. Флотилия базировалась в  Советской Гавани (главная база), Де-Кастри и  Николаевске-на-Амуре. В период Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне неспокойной. Япония неоднократно провоцировала военные инциденты, вражеские самолеты с целью разведки то и дело вторгались в воздушное пространство нашей страны, а японские корабли – в наши территориальные воды, нарушали наше транспортное судоходство на Дальнем Востоке.
 
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/ (нажмите, чтобы увеличить)
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/ (нажмите, чтобы увеличить)
На защите родных берегов, фото с сайта http://myfront.in.ua/voenno-morskoj-flot/
Японцы нарушали наше торговое судоходство на Дальнем Востоке. Они без всякой причины задерживали советские суда, а в ряде случаев и топили их подводными лодками и самолетами. Всего в 1942-1944 годах ими было задержано 178 судов и потоплены транспорты «Кречет», «Майкоп», «Микоян», «Перекоп». Транспорты «Павлин Виноградов», «Обь», «Ангарстрой», «Колхозник» были потоплены неопознанными подводными лодками. Трагически погиб почти со всей командой транспорт «Кола» (капитан Л. Соловьев).В такой сложной обстановке главные задачи флотилии, как и Тихоокеанского флота в целом, состояли в обороне побережья, защите своих путей сообщения на море, в нарушении морских коммуникаций противника (в случае нападения Японии), организации противодесантной обороны наших берегов. В этой связи  в первые же дни войны с Германией были выставлены оборонительные минные заграждения на подходах к Советской Гавани.
 
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/ (нажмите, чтобы увеличить)
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/ (нажмите, чтобы увеличить)
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/
Эти минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией должны были в основном обеспечить защиту советских берегов от десантов возможного противника и проникновения к нашим базам его кораблей. Основными задачами боевой подготовки личного состава флотилии, наряду, с освоением поступавшей на флот новой техники, являлись изучение и внедрение боевого опыта действующих флотов.8 августа 1945 года моряки флотилии, участвуя в подготовке войны с японскими милитаристами, скрытно выставили минные заграждения в Татарском проливе и Сахалинском заливе. 10 августа флотилия получила приказ командующего флотом о высадке в портах Южного Сахалина десанта для содействия 16-й армии.К этому времени флотилия располагала сторожевым кораблем «Зарница», минными заградителями «Астрахань», «Океан», 9 подводными лодками, 24 торпедными катерами, 2 дивизионами тральщиков, дивизионом сторожевых катеров. Специальных десантных судов флотилия не имела, а для поддержки огнем высадки можно было использовать только«Зарницу», «Океан»,
 
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/ (нажмите, чтобы увеличить)
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/ (нажмите, чтобы увеличить)
Участие СТФ в Южно-Сахалинской операции, фото с сайта http://pobeda.elar.ru/issues/
3 тральщика и морские охотники. Из авиации флотилия также имела на вооружении 15 бомбардировщиков, 12 штурмовиков, 21 разведчик и 44 истребителя.К началу войны с Японией 9 августа 1945 года основной силой советской морской авиации на Дальнем Востоке являлись Военно-Воздушные Силы Тихоокеанского флота и Северной Тихоокеанской флотилии (командующие — генерал-лейтенант авиации Петр Иванович  Лемешко и генерал-майор авиации Георгий Георгиевич Дзюба соответственно).В ходе советско-японской войны флотилия участвовала в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях: наносила авиационные удары, высаживала морские десанты в порты Южного Сахалина и на Курильские острова, обеспечивала воинские перевозки.В январе 1947 года флотилия расформирована, ее части обращены на формирование 7-го ВМФ с базой в Советской Гавани.
 
 

БАТАРЕЯ № 908 БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ СОВЕТСКО-ГАВАНЬСКОЙ ВМБ ТОФ

Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличитьОтношения Японии с Россией, а затем с СССР всегда были достаточно сложны, и береговые батареи, расположенные по всему Тихоокеанскому по- бережью от Хасана до Чукотки, являются тому свидетельством. Несколько батарей было возведено и неподалеку от порта Советская Гавань. Строительство в этом районе обусловливалось тем, что по итогам Русско–японской войны 1904–1905 гг. южная часть Сахалина отошла к Японии и порт Советская Гавань (ранее Императорская Гавань) оказался напротив японской территории. По Татарскому проливу японский флот вполне мог дойти до глубоководного залива Де–Кастри, высадить там десант и переправить легкие плавсредства волоком в оз. Кизи, связанное с Амуром, а потом выставить поперек Амура минные заграждения, переправить туда войска и артиллерию.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Это могло бы привести к блокаде с тыла устья Амура, включая Николаевск–на–Амуре.С 1931 г., когда Япония оккупировала Маньчжурию и вышла на сухопутные границы СССР, обе стороны стали активно готовиться к будущей войне. Учитывая абсолютное господство на море японского флота, советское командование было вынуждено с 1932 г. развернуть работы по строительству береговых укреплений, предназначенных для отражения возможных десантов и недопущения противника в те точки побережья, откуда вели основные пути вглубь материка. В первую очередь батареи возводились во Владивостоке, Николаевске–на–Амуре, Де–Кастри, во вторую – в Советской Гавани (там предполагалось создать еще одну базу флота) и во Владимиро– Ольгинском районе, где батарея становилась промежуточной маневренной базой между Владивостоком и Советской Гаванью.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Первые береговые батареи в Советской Гавани ввели в строй в 1934 г. В их числе была и батарея № 908, вооруженная четырьмя 152–мм пушками системы Канэ и расположенная на п–ове Меншикова, на одноимённом мысе. Батарея открытая, просматривающаяся со стороны моря и призванная по своему расположению прикрывать подходы к бухте Ванина и заливу Советская Гавань. Батарея относится к типу облегченных. Орудийные дворики расположены в один ряд двумя парами: расстояние между двориками внутри пары – 30 м, между парами – 40 м. Правее орудийных двориков в 80 м от крайнего орудийного дворика расположен командный пост. По флангам батареи в тылу огневой позиции на расстоянии 75 м находятся погреба боеприпасов.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Оба оборудованы помещениями фильтровентиляционной установки на случай газовой атаки. Правофланговый выполнял также функции силовой станции, для чего в нём имелась дизель–генераторная установка. Погреба боеприпасов по своей конструкции одинаковы с погребами береговой батареи № 909. Все орудийные дворики, командный пост связаны между собой кабелем системы управления огнем, уложенным в траншею. От дизельгенераторной уложен силовой кабель к командному посту  Орудийные дворики имеют подковообразную форму.Каждый опоясан бетонным бруствером диаметром 7,8 м, высотой 1,07 м (от дна дворика), толщиной 0,5 м. В центре дворика находится цилиндрическое бетонное основание диаметром 6,5 м с установочной тумбой в середине.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить На тумбе располагалась шестидюймовая пушка системы Канэ, принятая на вооружение русского флота и береговой артиллерии в 1891 г. Длина ствола – 45 калибров, затвор поршневой, заряжение раздельно-гильзовое. Углы вертикального наведения от –6 до +20 градусов. Дальность стрельбы со станка системы Канэ фугасным снарядом образца 1915 г. весом 41,46 кг при максимальном угле возвышения в 20 градусов достигала 14 450 м 2. По флангам каждого дворика расположены две ниши–погреба для расходного комплекта боеприпасов. Ниша–погреб перекрывалась стальными двутавровыми балками со вставками из котельного железа. Строился артиллерийский дворик по технологии, отработанной еще до революции 1917 г. Вначале отрывался котлован, в котором отливалось бетонное основание под орудие в виде цилиндра диаметром около 6 м и глубиной примерно 2 м, после чего орудие могло быть установлено и применено. Затем сооружался бетонный бруствер, имеющий ниши для установки принимающих циферблатов приборов управления артиллерийским огнем и артиллерийских принадлежностей. Кабели приборов были забетонированы непосредственно в бруствер, к которому примыкают ниши погреба, затем делалась стяжка между бруствером и орудийным основанием. Следовательно, орудийный блок являлся не единым массивом, а состоял из отдельных деталей, вплотную примыкавших друг к другу.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Командный пост батареи представляет собой заглублённую в землю казематированную постройку, состоящую из лестницы, тамбура, четырёх служебных помещений (там располагались приборы управления стрельбой системы Гейслера и телефонный узел), тамбура рубки, рубки управляющего огнём. Высота служебных помещений – 2,13 м, рубки – 1,98 м. Стены рубки имеют три смотровые щели, обращенные в сторону моря. Сообщение между тамбуром рубки и рубкой осуществляется через люк, сделанный в перекрытии. Двери между помещениями легкие, деревянные. Потолок перекрытия между этажами рубки имеет противооткольную одежду. В погребе основного боезапаса расположены два входа размерами 0,76х2,05 м, прикрытые коленчатым сквозником. Капитальными стена ми погреб делится на тамбур и четыре отдельных помещения. Первое с левой стороны использовалось под фильтровентиляционную установку, второе левое  как дизель–генераторная, о чем свидетельствуют остатки крепления дизеля на полу и выхлопная труба, выходящая за пределы сооружения. Вход в каждое из помещений прикрыт газонепроницаемой деревянной дверью, обитой железом. Потолок погреба также имеет противооткольную одежду в виде двутавровых балок со вставками из котельного железа.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличитьВо время советско–японской войны 1945 г. батарея № 908 входила в состав 216–го Отдельного артиллерийского дивизиона Советско–Гаванской военно–морской базы. Открыть огонь по противнику ей не удалось, так как вместо отражения японского десанта советские вооруженные силы сами перешли в решительное наступление на южный Сахалин. Батареи Советской Гавани были разоружены в начале 1960 - х гг. в связи с кардинальным сокращением береговой артиллерии. Несмотря на то, что они ни разу не открывали огонь по врагу, они сыграли свою роль по сдерживанию потенциального противника. Японский флот, имея опыт борьбы с береговыми батареями Порт–Артура и Циндао, во Второй мировой войне предпочитал не атаковать морские береговые крепости в лоб, а обходить их с суши, высаживая десант далеко в стороне (Сингапур), что сильно затягивало операцию. Поэтому можно предположить, что наличие береговых батарей в Советской Гавани также вынудило бы японское командование искать обходные пути, что было весьма не просто с учетом рельефа местности и отсутствия инфраструктуры в данном районе.
 
 

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИБЛИОГРАФИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура
    и Сахалина
    , А.В.Смоляк.
    Издательство Наука, Москва 1984 г., на 245 стр.
  • Народы Дальнего Востока СССР в 17-20 веках,Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР,
    ответственный редактор И.С. Гурвич, Москва, «Наука», 1985 г. на 237  стр.
  • Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское  книжное издательство, 1957 г. на 288 стр.
  • Малые народности Приамурья после Социалистической революции, автор Е.В. Яковлева,
    Хабаровское книжное издательство, 1957 год, на 77 стр.
  • Наш край, А.Степанов. ОГИЗ-ДАЛЬГИЗ 1947 г., на 102 стр.
  • Сборник статей по истории Дальнего Востока, ответственный  редактор академик М.Н. Тихомиров.
    Издательство Академии наук СССР, 1958 год на 350 стр.
  • Статьи и материалы по коренным малочисленнным народам Дальнего Востока, Л.Я Штернберг,
    Дальгиз, Хабаровск, 1933 год на 740 стр.
  • Народы Дальнего Востока во второй половине 19 века Zidanio -http://zidanio.livejournal.com/31231.html
  • Последняя экспедиция Л.Я. Штернберга на Дальний Восток М.М.Прокофьев   -
       http://www.icrap.org/ru/prokofyev11-1.html      
  • Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство, 1974 г.
  • Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное издательство, 1967 г. на 240 стр.
  • История Дальнего Востока в художественных картинах Художник - маринист Шиляев Валерий Иванович
    - http://www.shilaev.info/gallery/3#page-2
  • Городской интернет-портал   Советская Гавань   -http://www.sovgavan.ru/
  • Краеведческий музей имени Н.К. Бошняка в Советской Гавани.      -http://www.sovgavan.ru/forum/3-2273-1
  • Фотоальбом по Советской Гавани        - http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1397462
  • Советская Гавань   Фотоальбом   -https://fotki.yandex.ru/next/users/artwebru/album/118432/view/420932
  • Берегловая батарея № 909   KFSS - http://kfss.ru/content/batareya-no-909
  • Артиллерийские батареи МСДВ, ВМОР (1932-45, 1945-60-е)   KFSS
    - http://www.kfss.ru/index.php/objekts/279-artbatvmor
  • Береговая оборона Дальнего Востока и УРы (советский период) KFSS  
    -http://kfss.ru/object
  • Экспедиция Владивосток - Совгавань (часть 1)   KFSS  
    - http://kfss.ru/content/ekspediciya-vladivostok-sovgavan-chast-1
  • Экспедиция Владивосток - Совгавань (часть 1)   КFSS
    -http://kfss.ru/content/ekspediciya-vladivostok-sovgavan-chast-2
  • Татарский переход   А.И. Костанов   -http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/t03.htm
  • История строительства жд ветки Комсомольск -Советская Гавань В.В. Буркова  
    - http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2010/02-10_1.htm
  • Подготовка сопредельной территории ДВ к войне (1932-1945 гг.) Ю.М.Зайцев  
    - http://www.riatr.ru/2010/3/005-014.pdf
  • Система базирования морских сил и береговых войск на Д В   Военно-исторический журнал
    http://history.milportal.ru/2013/02/sistema-bazirovaniya/
  • Береговая оборона ДВ и УРы   KFSS http://www.kfss.ru/index.php/objekts/310-vlor1ur
  • Советско-Гаваньская ВМБ   KFSS   - http://kfss.ru/object/sovetsko-gavanskaya-vmb
  • Береговая батарея № 908 Советско-Гаваньской Военно-Морской базы ТОФ С.В.Киреев  - http://ihaefe.org/files/publications/full/Soviet_FE.pdf
  • Советская Гавань   В Контакте - http://vk.com/sov_gavan
  • Советская Гавань   В Контакте -http://vk.com/album-77918499_214106485
  • Совгаваньский узел   .skyscrapercity.com - http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1164701
  • Историческая справка района   Официальнй сайт администрации
    -http://sovgavan-rayon.ru/ekonomika/turizm/istoriya/istoricheskaya_spravka.html
  • Военно-исторический, все в/ч на побережье Императорской Гавани     В Контакте  
    - http://vk.com/album-77918499_214106475
  • Из истории ТОФ в войне с Германией 1941 -1945 гг.   БОРОДИН А.В. полковник в/о, ветеран ТОФ   - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/flot/flot1_12.htm
  • История района Официальный сайт - http://sovgavan-rayon.ru/vizitnaya-kartochka/istoriya.html
  • Заветы Ильича. Как было   Natpopova   - http://natpopova.livejournal.com/219571.html
  • Одно из крупнейших открытий Амурской экспедиции МГУ им.адмирала Невельского Г.И.  
  • Ванино-Совгаваньский узел Российский форум
    - http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1164701&page=9
  • Из истории ТОФ в войне с Германией 1941 -1945 гг.   БОРОДИН А.В. полковник в/о, ветеран ТОФ   - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/flot/flot1_12.htm
  • Южно-Сахалинская наступательная операция     Календарь Победы   - http://pobeda.elar.ru/issues/
  • ПОЭЗ «Советская Гавань»   Правительство Хабаровского края
    http://www.slideshare.net/svkalashnikov/ss-15941858
  • Все о Ванино и Советской Гавани   Информационное побережье -http://bereg.in/index/0-5
  • Советско-Гаваньский муниципальный район   Путеводитель   для туристов  
    -http://khabarovsk.drugiegoroda.ru/19-_sovetsko-gavanskijj_municipalnyjj_rajjon/
  • Краеведческий музей имени Н.К. Бошняка в Советской Гавани. Городской портал
    http://www.sovgavan.ru/forum/3-2273-1
  • Россия. Фотографии на карте images.esosedi.ru - http://images.esosedi.ru/rubric/1/
  • Краеведческая конференция в гор.Советская Гавань     Сахалинский краеведческий музей   -http://sakhalinmuseum.ru/news_405.php
  • Нас к морю вывела дорога   Путеводитель по БАМу - http://www.marinakuzmina.ru/books/book08.pdf
  • Советско-Гаваньский муниципальный район   Текст блогера Vitale Go  -http://www.liveinternet.ru/community/2408691/post71585216/
  • Инвестиционный портал Советско-Гаваньского района   
    - http://invest.khv.gov.ru/ru/about_hk/municipal-districts/sovetsko-gavansky-rajon/
  • Совет Муниципальных образований Хабаровского края Совгаваньский район  
    -http://cmo.khabkrai.ru/sovetsko-gavanskij-municipalnyj-rajon/
  • Администрация Советско-Гаваньского района     Официальный сайт     -http://sovgavan-rayon.ru/
Объекты