Вяземский муниципальный район

Назад Вперёд

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вяземский район расположен на юге Хабаровского края, на севере и востоке граничит с районом имени Лазо, на юге – с Бикинским районом, на западе, по   реке Уссури – с Китайской Народной Республикой (протяженность государственной границы по реке Уссури – 109 км). Территория района находится в области средневысотных складчатых гор и межгорных равнин юга Дальнего Востока. Восточная и юго-восточная часть района представлена отрогами Сихотэ-Алиня, западная и северо-восточная часть района представляет собой равнину с большим количеством заболоченных и закочкаренных понижений. Речную сеть образуют р. Уссури и ее притоки.
    
ЖД  вокзал станции Вяземская. Фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
ЖД вокзал станции Вяземская. Фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Город Вяземский с высоты птичьего полета, фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Город Вяземский с высоты птичьего полета, фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
В поймах рек много небольших озер, из них Цветочное и Лотос охраняются как заповедники с реликтовым растением – лотосом.Главный природный ресурс района – пахотные и естественные кормовые угодья в сочетании с достаточно благоприятными агро-климатическими условиями. В районе имеются месторождения полезных ископаемых, в том числе строительных материалов (известняки, глины, строительный камень, песчано-гравийные материалы), цветных камней и торфа. На территории района произрастают кедр, ель, пихта, лиственница, дуб, ясень, бархат, липа, клен, береза, осина. Отмечается разнообразие недревесных продуктов леса – лекарственного сырья, медоносов, грибов, ягодников, папоротника и др.Численность постоянного населения района по состоянию на 01.01.2015 составила 21,5 тыс. человек (1,7% от численности населения края). Около 65% жителей района проживают в районном центре. Эффективность работы муниципалитета Вяземского района с малым бизнесом была высоко отмечена на общественном уровне.
 
Якунина Н.И. при вручении ей награды, фото с сайта http://minvostokrazvitia.ru/press-center/ (нажмите, чтобы увеличить)
Якунина Н.И. при вручении ей награды, фото с сайта http://minvostokrazvitia.ru/press-center/
Жители района в колоне «Бессметного полка» 9 мая 2015 г.,фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители района в колоне «Бессметного полка» 9 мая 2015 г.,фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Район был признан лауреатом финального общероссийского этапа национальной предпринимательской премии  "Бизнес-Успех"  в Москве. За формирование лучших в России муниципальных форм развития малого бизнеса Знаком отличия “За заслуги в развитии Дальнего Востока” награждена министр культуры Хабаровского края  Якутина Наталья Ивановна,которая проработала в Вяземском районе более 30 лет. С 1993 по 2005 год являлась начальником отдела культуры администрации Вяземского района, с 2005 по 2009 год – главой городского поселения «Город Вяземский», в 2009 году была избрана главой Вяземского муниципального района и добилась на этом посту значительного успеха в области работы с предпринимателями. Награду   Якутиной Н.И. вручил министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока   Галушка А.С. 25 марта 2015 года она назначена Министром культуры Хабаровского края.Вяземский район входит в состав главной сельскохозяйственной зоны Хабаровского края. Специализируется на производстве сои, зерна, картофеля, овощей, молочном животноводстве.
 
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жители Вяземского района на уборке урожая., фото с сайта http://www.vayzemskiy.ru/
Основные отрасли хозяйства района –деревообрабатывающая, пищевая, горнодобывающая промышленности и промышленность строительных материалов. В селе Красицком  находится животноводческий комплека "Вяземские молочные фермы", рассчитанный на 3100 голов крупного рогатого скота.Основные предприятия района -  КГУСП "Котиково", ООО "Агро-Бизнес", ООО "Амурметалл-Ресурс", ООО "Вяземский молочный комбинат", ООО "Бриз".
ТРАНСПОРТ Внешнее и внутреннее транспортное сообщение осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. С севера на юг район пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. Параллельно железной дороге проходит автомобильная дорога федерального значения   «Хабаровск – Владивосток» (А370 «Уссури»). Расстояние от города Вяземский до Хабаровска – около 130 км. По территории района проходит газопровод   «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и нефтепровод   «Восточная Сибирь – Тихий океан».
 
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ   - Хабаровский край -Вяземский район - гор. Вяземский  - пгт. Дорминдонтовка
 
ЗОНА ПОКРЫТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ: Аван, Венюково, Видное, Виноградовка,  Вяземский, Глебово, Дорминдонтовка, Забайкальское, Каменушка, Капитоновка, Кедрово, Котиково,  Красицкое,  Кукелево,  Медвежий,  Отрадное,  Садовое, Снарский,  Шереметьево, Шумный.
 

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес: 682950, Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Коммунистическая, д. 8
 
Официальный сайт администрации Вяземского муниципального района
 
Дата образования района - 22 июля 1934 г.
 
 
 
Глава Вяземского муниципального района
 
Мещерякова Ольга Васильевна
 
Адрес: 682950, Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Коммунистическая, д. 8
Телефоны: (42153) 3-10-35, 3-18-36, 3-17-45, 3-31-38, 3-42-74
Факс: (42153) 3-15-85
e-mail : vzmadmin@vzm.kht.ru
 
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР РАЙОНА г.ВЯЗЕМСКИЙ

Привокзальная площадь,  автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Привокзальная площадь, автор блогер Виктор Владимирович.
Площадь 30-летия Победы, автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Площадь 30-летия Победы, автор блогер Виктор Владимирович.
Одно из первых крестьянских сел в районе— поселение  Вяземское было основано в 1895 году. Именно тогда сюда прибыли   15 крестьянских семей - переселенцев и ссыльнопоселенцев, а также 2 казачьи семьи. Своим трудом они расчистили и осушили занятую местность, сделав её пригодной не только для поселения, но и для хлебопашества. Дальнейшее развитие населенный пункт получил в связи со строительством второй очереди Уссурийской железной дороги. Первоначальное название населенного пункта на 1894 год было обозначено как  «Медвежий» , что соответствовало  медвежьим местам, среди которых он расположился. В 1894 году на станции был построен первый деревянный вокзал, и одновременно с этим, по приказу генерал-губернатора Н. И. Гродекова, станция стала носить имя начальника строительства Уссурийской железной дороги  Ореста Полиеновича Вяземского.  Рядом со станцией возникли три небольших посёлка — железнодорожный, крестьянский и казачий. После постройки железной дороги (1897 год) станция Вяземская считалась самой крупной на Северо-Уссурийском участке.
Вяземский медицинский центр,автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Вяземский медицинский центр,автор блогер Виктор Владимирович.
Школа №1,  автор блогер Виктор Владимирович. (нажмите, чтобы увеличить)
Школа №1, автор блогер Виктор Владимирович.
В 1924 г. после упразднения казачьего войска сёла  Гленовское и Вяземское были объединены в одно, получившее название Вяземское. В 1924 году был создан Вяземский леспромхоз, в 1928 году проложена первая сезонная тракторная дорога. В восточной части Вяземского района появились поселки лесозаготовителей  Третья Седьмая, Спартак, Шумный, Медвежий, Тигровый, Пихта и другие. От станции Вяземская в глубь тайги прошла узкоколейная железная дорога. Вывозка леса возросла с 50 тысяч кубометров в 1928 году до 460 тысяч кубометров в 1936 году.После пуска Дормидонтовского лесозавода (1931 год) Вяземский район стал также важным центром лесопиления. Освоение лесных ресурсов района благоприятно сказалось на развитии самого Вяземского. Здесь обосновалось управление леспромхоза, были построены крупный кирпичный завод, электротехнические мастерские связи и типовая электростанция, открыта многоотраслевая артель и другие предприятия. Количество рабочих увеличилось со 160 человек в 1917 году до 2272 человека в 1935 году.
В 1938 году Вяземский получил права поселка городского типа. По переписи 1939 года число его жителей достигло 12 тысяч человек. В январе 1950 года был открыт  Вяземский лесной техникум.  В конце 60-х и в течение 70-х годов прошлого века центральный микрорайон города застроился многоэтажными жилыми зданиями. В 70-е годы построена площадь 30-летия Победы, где в настоящее время проводятся городские и районные мероприятия. В 70-80-е годы появились новые улицы.Индустриализация края вызвала коренную реконструкцию транспорта. После прокладки второго пути Транссибирской магистрали Вяземская из небольшой станции превратилась в крупный железнодорожный узел.  

Видеофильм: город Вяземский
 
Видеофильм: Город Вяземский с высоты птичьего полета
 
Видеофильм: Празднование Дня Победы  в г. Вяземский
 

СЕЛО ШЕРЕМЕТЬЕВО

Стадион села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Стадион села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Школа села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Школа села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В 2010 г. исполнилось 150 лет со времени основания села Шереметьево. История освоения и заселения с. Шереметьево неразрывно связана с историей заселения всего Приамурья, она интересна и своеобразна. Здесь много остатков древних поселений: наскальные рисунки (Петрогрифы) и городище с оборонительным рвом, внутри которого остатки полуподземных жилищ с ямами – котлованами от очага Традиционной движущей силой российской территориальной колонизации было казачество. После присоединения к России Приамурского края для его пограничной охраны и хозяйственного освоения на границе с Китаем  указом императора Николая Первого от 29 декабря 1858 года были созданы   Амурское (1859г) и   Уссурийское (1889г) казачьи войска.В 1860 году девять семей основали село на высоком берегу р. Уссури. Место поселения было выбрано удачно. Его не затопляло при высокой воде. Удобные для посева земли находились рядом. Первые поселенцы были метисами, которых впоследствии стали называть гуранами (горный козёл – быстрый и выносливый).
 
Школьный праздник в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Школьный праздник в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Ретранслятор села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Ретранслятор села Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Поговаривали, что ещё великая Екатерина сослала в Даурию Семёновский полк, где мужчины переженились на девушках местных народностей. Типичный гуран был рыжеволос, имел широкий нос и широкие скулы, веснушчатое лицо. Это были сильные и выносливые люди.Ради охраны Российской границы селились казаки вдоль Уссури. Шереметьевское казачье поселение охраняло рубежи на расстоянии от с.  Покровк и до с.   Венюково. По приезде переселенцы жили в землянках. Только в конце 19 в. здесь появились первые рубленые дома. Три таких памятника старины по-прежнему стоят на земле. Всё село было огорожено. Для охраны границы и для ведения личного хозяйства каждый казак имел лошадь. Охота для казачьих семей была делом индивидуальным. Мужчины добывали зверя для пропитания своей семьи. Из шкур шили шапки, унты, рукавицы. Звериные шкуры заменяли половики.Семьи казаков-переселенцев кооперировались во время ловли рыбы, хотя лодки каждый хозяин делал самостоятельно. Каждая семья для своих потребностей сеяла овёс, пшеницу, гречиху.
 
Памятный знак погибшим в ВОВ в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятный знак погибшим в ВОВ в с. Шереметьево, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
С/х техника с. Шереметьево на уборке урожая , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
С/х техника с. Шереметьево на уборке урожая , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В селе на пять-десять семей были мельничные жернова. Посуда была выполнена из дерева и чугуна, а для выпечки противни из железа, т. к. гончарное дело не было развито. Основными овощами для выращивания на огородах были картофель, кукуруза и тыква. Заготовку дров и сена переселенцы вели на предоставленных им делянах. Каждая семья имела свои наделы. До 1934 г. Шереметьевские казаки пользовались возможностью проезда на территорию соседнего государства. В Китай на лошадях по льду выезжали справлять престольные зимние праздники, а, заплатив пошлину в размере одного рубля, можно было охотиться на территории Китая. Важные решения в селе принимали старейшины.При организации северного участка уссурийского горного округа с. Шереметьево вошло в Бикинскую станицу, а в 1964 г. перешло в Вяземский район. В 1983 г. в селе проживало 273 семьи. Население с. Шереметьево на данный момент составляет 830 человек. В селе имеется отделение связи, амбулатория, средняя школа, детский сад, дом культуры, библиотека, сельская администрация.
 

ИСТОРИЯ ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА

Крестьяне на реке Уссури, 1872 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Крестьяне на реке Уссури, 1872 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Хабаровская пристань на Амуре, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровская пристань на Амуре, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Возникновение Вяземского района связано с переселением в Приамурье и Приморье казаков Забайкальского казачьего войска. Они были расселены по берегам Амура и Уссури и стали входить в состав Амурского казачьего войска.  Из Забайкалья для этих целей было переселено 3095 семейств в количестве 13.889 человек  (7140 м. п. и 6749 ж. п.), а также из специального воинского формирования с полицейскими функциями «Отдельного корпуса внутренней стражи Российской империи» — 2514 человек (2233 м. п. и 281 ж. п.). Из 9373 переселенных мужчин 5640 составили основу  Амурского  казачьего войска, которое состояло из  4 -х пеших батальонов и 2 -х четырехсотенных полков.Первые казацкие переселенцы  основали на берегу  реки Уссури станицы  Будогосская (Забайкальское), Кукелево, Кедрово, Венюково. Административным центром станичного правления являлось село Венюково, в котором  была построена церковь. Колесные пароходы с баржами перевозили грузы и пассажиров по Уссури и Амуру до Хабаровска.
 
 
Станица Козловская на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Козловская на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Станица Буссе на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Буссе на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Расселение вновь прибывших переселенцев производилось по разработанному генерал-губернатором Восточной Сибири  Н. Н. Муравьевым   в 1858 г. собственному плану. Обосновывая необходимость принятия таких мер, он писал: «В то время... по политическим соображениям было настоятельно необходимо, во-первых, фактически занять край, а во-вторых, создать по всей линии Амура и Уссури почтовое сообщение до Хабаровска и Владивостока, что требовало  расположения поселков на определенном расстоянии друг от друга» Первый пароход в Амурском бассейне появился в 1854 г., а в 1895 г. их насчитывалось уже 56.   С 1894 г. для транспортного обеспечения казачьих станиц, поселков края и охраны пограничных рек действовала полувоенная Амурско-Уссурийская казачья флотилия, формирование не имеющее аналогов в истории России. База флотилии находилась на реке Уссури в Имане    (г. Дальнереченск). Суда Амурско-Уссурийской флотилии осуществляли перевозку пассажиров и грузов, обеспечивали безопасность плавания по рекам Амур, Уссури, Сунгари,  защищали российских подданных от нападения хунхузов.
 
Казак Амурского казачьего войска, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Казак Амурского казачьего войска, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Хабаровская почтовая станция, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровская почтовая станция, 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Флотилия прекратила свое существование в 1922 г. в связи с ликвидацией  казачьих войск на Дальнем Востоке России.Положение с населением Дальнего Востока существенно изменилось после основания в 1860 г. города Владивостока  в связи с развитием горнодобывающей (особенно золотодобывающей) промышленности и промыслов, продажей Русской Америки и строительством Уссурийской железной дороги, которая вызвала быстрый подъем промышленности. Несомненно, увеличению численности населения содействовало усиление  Тихоокеанского флота, Сибирской флотилии, армейских и казачьих частей.Возникновение первого поселения на территории города  Вяземского относится к весне 1895 года. Этот населенный пункт получил название  Медвежий, первыми его жителями были 15 крестьян из числа переселенцев, ссыльно-поселенцев и две казачьи семьи. В связи со строительством Уссурийской железной дороги Хабаровск-Владивосток на месте этого поселения была образована железнодорожная станция Вяземская. Свое название она получила в честь инженера путей сообщения  Ореста Полиеновича Вяземского.
 
Станица Венюково на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Станица Венюково на реке Уссури 1870 годы, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Первые пароходы Амурского бассейна,   фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Первые пароходы Амурского бассейна, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
В 1924 г. после упразднения казачьего войска сёла Гленовское и Вяземское были объединены в одно, получившее название Вяземское. В 1924 году был создан Вяземский леспромхоз, в 1928 году проложена первая сезонная тракторная дорога. В восточной части Вяземского района появились поселки лесозаготовителей  Третья Седьмая, Спартак, Шумный, Медвежий, Тигровый, Пихта и другие. От станции Вяземская в глубь тайги прошла узкоколейная железная дорога. Вывозка леса возросла с 50 тысяч кубометров в 1928 году до 460 тысяч кубометров в 1936 году.Освоение лесных ресурсов района благоприятно сказалось на развитии самого Вяземского. Здесь обосновалось управление леспромхоза, были построены крупный кирпичный завод, электротехнические мастерские связи и типовая электростанция, открыта многоотраслевая артель и другие предприятия. Количество рабочих увеличилось со 160 человек в 1917 году до 2272 человека в 1935 году.В советский период на территории Вяземского района произошло несколько административных реформ.
В 1923 году был создан Ленинский район на площади от станции Дормидонтовка до станции Бикин, в 1932 году он был переименован в Пригородный. Постановлением Президиума ВЦИК «О новом административном делении Дальневосточного края» 22 июля 1934 года был  образован Вяземский район. Село Вяземское 26 октября 1938 года было переименовано в рабочий поселок Вяземский. По переписи 1939 года число его жителей достигло 12 тысяч человек.Индустриализация края вызвала коренную реконструкцию транспорта. После прокладки второго пути Транссибирской магистрали Вяземская из небольшой станции превратилась в крупный железнодорожный узел.  25 октября 1951 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Вяземский получил статус города. По переписи 1959 года здесь насчитывалось уже 18 тысяч жителей.
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

  Городские поселения - 2  Сельские поселения -17
  • Вяземское городское поселение  г. Вяземский  
  • Дормидонтовское городское поселениепос. Дормидонтовка
     
  • Сельское поселение «Село Аван»   с. Аван
  • Сельское поселение «Село Венюково» с. Венюково
  • Сельское поселение «Село Видное» с. Видное
  • Виноградовское сельское поселение   с. Виноградовка   (пос.Станции Котиково)
  • Глебовское сельское поселение с. Глебово (пос.Станции Каменушка, пос. Станции Снарский)
  • Сельское поселение «Село Дормидонтовка» с. Дормидонтовка  
  • Сельское поселение «Село Забайкальское»  с. Забайкальское
  • Сельское поселение «Село Капитоновка» с. Капитоновка
  • Сельское поселение «Село Кедрово» с. Кедрово  
  • Котиковское сельское поселение с.Котиково( пос. Станции Гедике, с.Роскошь)
  • Сельское поселение «Село Красицкое» с. Красицкое
  • Сельское поселение «Село Кукелево» с. Кукелево
  • Сельское поселение «Поселок Медвежий» пос.Медвежий
  • Сельское поселение «Село Отрадное»с. Отрадное
  • Сельское поселение «Село Садовое» с. Садовое  
  • Сельское поселение «Село Шереметьево»   с. Шереметьево
  • Сельское поселение «Поселок Шумный» пос.Шумный


СТРОИТЕЛЬСТВО УССУРИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1891-1897 гг.

Конструкция водопропускной трубы на Уссурийской железной дороге, фото с сайтаhttp://edu.dvgups.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Конструкция водопропускной трубы на Уссурийской железной дороге, фото с сайтаhttp://edu.dvgups.ru/
Возведение каменных опор моста через реку Уссури,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Возведение каменных опор моста через реку Уссури, фото с сайта https://www.google.ru
Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури. Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялись 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Этому предшествовали многочисленные споры. В частности, еще в 1875 году было высказано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до оз. Ханка.В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить ряд участков Сибирской дороги от Томска до Сретенска и участка от Владивостока до поста Буссе (пос. Буссовка). В июне 1887 года на совещании министров было принято решение приступить в ближайшее время к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги.В 1887 г. была отправлена экспедиция для проведения изыскательских работ на участке от ст. Буссе на Уссури до Владивостока, которую возглавил инженер  А. И. Урсати. Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные работы и описание местности, собирали данные о климате и т.д.
Железнодорожная станция Хабаровск, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Железнодорожная станция Хабаровск, фото с сайта https://www.google.ru
Схема строительства Уссурийской железной дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Схема строительства Уссурийской железной дороги, фото с сайта https://www.google.ru
В течение двух лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения.В 1890 г. Приамурский генерал-губернатор  А. И. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г.  император  Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток - Никольское (г. Уссурийск) - Спасское (г. Спасск-Дальний) - станция Графская (г. Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.
 
 
Дети железнодорожных строительных рабочих, фото с сайта с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Дети железнодорожных строительных рабочих, фото с сайта с сайта https://www.google.ru
Арестантская колония с церквью вблизи ст. Раздольная,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Арестантская колония с церквью вблизи ст. Раздольная, фото с сайта https://www.google.ru
19 мая 1891 г.  будущий император Николай II, находясь во Владивостоке проездом из Японии в Петербург, лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала. Сооружение трассы в первый период возглавил  А. И. Урсати, который не сумел сработаться с местной администрацией. В 1892 г он был освобожден от руководства, а начальником строительства был назначен инженер  О. П. Вяземский - опытный специалист, работавший на изысканиях и сооружении железных дорог более 30 лет во многих районах России. Организацию работ на отдельных участках трассы осуществляли выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения:Дроздов, Прохаско, Кипарисов, Кругликов, Дормидонтов, Свиягин, Эбергардт, Бочаров, Розенгардт   и др.Уссурийская железная дорога должна была пройти от Владивостока вдоль Амурского залива на север к бассейну реки Суйфун, а оттуда - до станции Никольской, от которой планировалось построить линию к китайской границе.
 
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Затем, через водоразделы рек Суйфун и Лефк, дорога шла к реке Уссури мимо озера Ханка и, пересекая ее, заканчивалась в Хабаровске. На всем своем протяжении железная дорога пересекала глухие таежные леса и болотистые поймы рек.Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные рабты и описание местности, собирали данные о климате, местных топливных ресурсах, стройматериалов, а также возможностях земледелия. В течение 2- лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения. В процессе проектирования и строительства Северо-Уссурийской железной дороги на участке от Бикина до Хабаровска ряд станций были названы в честь инженеров-первостроителей: руководители участков -   Л.М.Розенгардта, В.В. Гедике, В. С.  Иловайского, Н. С. Кругликова, О.П. Вяземского, Н. Ф. Дормидонтова.  Южно-Уссурийская дорога, начинаясь во Владивостоке, пролегала вдоль Амурского залива, пересекала много  численные реки, стекающие с гор Сихотэ-Алиня.
 
 
Перекличка ссыльных каторжных, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Перекличка ссыльных каторжных, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Группа ссыльных каторжных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Группа ссыльных каторжных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Почти весь участок дороги проходил по девственной субтропической Уссурийской тайге, по слабо обжитой местности.Укладка верхнего строения пути на большей части трассы - от Владивостока до станции Духовской - производилась с юга на север, и лишь на небольшом участке - с севера, от Хабаровска. Такая организация работы объяснялась отсутствием на Амуре выгрузочного порта и мелководьем его устья в тот период. Стройматериалы для укладки пути на участке Хабаровск - Духовская подвозились морем и переправлялись по р. Уссури в Хабаровск. Были сооружены многочисленные грунтовые дороги, которые затем использовались для транспортных нужд края.Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства рабочей силой. В конце XIX века Уссурийский край не имел развитой системы грунтовых дорог, поэтому с первых дней строители столкнулись с большими трудностями. Крестьян-переселенцев и местных казаков, населявших близлежащие земли, не удалось привлечь к работам на строительстве.
 
Строительство Уссурийской железной дороги Транссиба,  фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Строительство Уссурийской железной дороги Транссиба, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Железнодорожная станция Вяземская, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Железнодорожная станция Вяземская, фото с сайта https://www.google.ru
А доставка рабочей силы из Европейской России была сопряжена со значительными трудностями и денежными затратами. Уссурийскую железную дорогу строили преимущественно военнослужащие воинских подразделений, ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, а также иностранные   рабочие китайской, корейской и японской национальностей. Воинский комитет стал одним из самых надежных источников поставки рабочих на строительство железной дороги. В период строительства были созданы специальные стационарные лагеря для размещения свыше 11 тыс. человек. Были созданы стационарные лагеря, состоящие из бараков для каторжников, помещений для охраны, столовых, бань, наблюдательных вышек.Строительство Уссурийской железной дороги осуществляли по двум участкам:   Южно-Уссурийскому от Владивостока до станции Муравьева Амурский (Лазо) протяженностью 408 км и   Северо-Уссурийскому от станции Муравьев Амурский до Хабаровска длиной 361 км ]На стройке не было ни машин, ни механизмов.
 
Транспортировка грунта при строительстве  дороги,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Транспортировка грунта при строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Транспортировка грунта при строительстве  дороги,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Транспортировка грунта при строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Тяжелый ручной труд от зари до зари, плохое питание, недоста точный отдых приводили к очень высокой смертности среди рабочих. А рельсы между тем бежали все вперед и вперед. Много бед и невзгод перенесли строители, но рабочее движение по всей новостройке до станции Графская откылось уже в 1894 году. В это время с двух сторон полным ходом продолжалась укладка рельсового пути — на север, от Графской, и на юг — от Хабаровска. Здесь дорога проходила вдоль реки Уссури и пересекла  отроги Сихотэ-Алинских хребтов, а невдалеке от Хабаровска одолела знаменитую  Корфовскую высоту, сложенную крепчайшими гранитами, годными для облицовочных и поделочных работ. Рельсы на северный участок доставляли из Владивостока до пристаней по реке Уссури, а дальше на строительные участки отправляли на баржах. Из этих рельсов построили пути на причалах Амура, ветку до Хабаровска, а так же уложили семьдесят верст главного пути до встре и с «южанами».Солдаты доставлялись на пароходах из Одессы.
 
 
Представители инженерного корпуса на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Представители инженерного корпуса на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Гужевой транспорт на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Гужевой транспорт на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
На станциях Никольское (Уссурийск), Иман (Дальнереченск), Вяземская, Хабаровск и других были построены казармы для нижних чинов, офицерские флигеля, столовые, кухни, бани, ледники, конюшни.Прокладка Южно-Уссурийской дороги от Владивостока до ст. Муравьев-Амурский (Лазо), начатая в апреле 1891 года, закончилась в 1894 году, а тремя годами позднее был сдан и её северный участок от ст. Муравьев-Амурский до Хабаровска. Временное движение на участке от Владивостока до Хабаровска протяженностью 772 км открылось 26 октября 1897 года, постоянное - 13 ноября 1897 года.Магистраль пересекла такие крупные реки, как  Уссури, Иман, Бикин, Хор. Большие мосты с металлическими фермами на каменных опорах — эти сложнейшие инженер ные сооружения — строили быстро и в соответствии с при веденным ранее принципом, хорошо. Один из больших мо стов, длиной около дзухсот саженей, в эксплуатацию сдали через четыре месяца после начала возведения камен ных опор. При тогдашней технической оснащенности это было рекордом.
 
 
Фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Фото с сайта https://www.google.ru
Фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Фото с сайта https://www.google.ru
Чтобы строить хорошо и в короткие сроки, на месте будущего моста заранее сосредоточивали все необходимые материалы, выполняли все подготовительные работы. Затем приезжали мастеровые и опытные рабочие. Каждый знал свое дело. Росли опоры из камня и бетона, собирались фермы. День и ночь кипела жизнь на стройке.Стоимость Амурской дороги, строительство которой завершилось накануне первой мировой войны, превысила четверть миллиарда рублей. Один лишь восточный участок обошелся казне в 73 млн. руб. Введение в строй Амурской линии стало завершающим этапом строительства Великого Сибирского пути. Известный путешественник и географ Ф. Нансен назвал Транссибирскую магистраль "чудом техники". Ее сооружение способствовало быстрому развитию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока. Многие из рабочих, привлеченных из центральных губерний, остались в крае, положив начало рабочим династиям. С 1912 г. переселенцам на Дальнем Востоке выдавалась ссуда в размере до 400 рублей, а также предметы хозяйственного обихода. Все это способствовало быстрому заселению сибирских земель. После революции все линии Транссиба были национализированы и переданы Народному комиссариату путей сообщения. В 30-гг. на дороге осуществлялось строительство вторых путей. В 1959 г. Амурская и Забайкальская линии были объединены в Забайкальскую железную дорогу.
 

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИБЛИОГРАФИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Дальний Восток, автор В.Г. Удовиченко,
    Издательство географической литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина, А.В.Смоляк.
    Издательство Наука, Москва 1984 г., на 245 стр.
  • Народы Дальнего Востока СССР в 17-20 веках,Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР,
    ответственный редактор И.С. Гурвич, Москва, «Наука», 1985 г. на 237  стр.
  • Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское  книжное издательство, 1957 г. на 288 стр.
  • Малые народности Приамурья после Социалистической революции, автор Е.В. Яковлева,
    Хабаровское книжное издательство, 1957 год, на 77 стр.
  • Наш край, А.Степанов. ОГИЗ-ДАЛЬГИЗ 1947 г., на 102 стр.
  • Природопользование, авторски коллектив в составе Н.М. Фролова, Н.М. Балоганского,В.М.Болтрушко, А.И. Коровина,
    В.Г. Крюкова,П.Ф. Поминова, В.Б. Троян.
    Хабаровск, 2000 г.на 580 стр.
  • Село Вознесенское     Ц Г Библиотека имени Н. Островского   - http://www.kmslib.ru/
    150-let-so-vremeni-osnovaniya-sela-voznesenskoe-amurskogo-rayona-habarovskogo-kraya
  • Коренные народы Дальнего Востока ТОГУ - http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/studentsbooks/materials/regionovedenie/part4/
  • Сборник статей по истории Дальнего Востока, ответственный  редактор академик М.Н. Тихомиров.
    Издательство Академии наук СССР, 1958 год на 350 стр.
  • Освоение русскимии ДВ и русской Америки И.А.Алексеев  
    -http://militera.lib.ru/explo/0/pdf/alekseev_ai02.pdf
  • Панорама города Вяземский   Виктор Владимирович   - http://www.panoramio.com/user/4386324/tags/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  • Город Вяземский     Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • Городской портал   Вяземский http://vyazemsky.com/start.php
  • О новых формах работы в сфере малого бизнеса Министерство РФ по развитию ДВ -
    http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3105  
  • Хищные звери Встреча амурского тигра с человеком       - http://www.dikiezveri.com/amurtigr5.html
  • Мир археологии Шеремьетевские петроглифы http://old.archeo-news.ru/2012/03/blog-post_9516.html
  • Хищные звери   Амурский тигр http://www.dikiezveri.com/amurtigr1.html
  • Вяземские вести Общественно-политическая газета http://vzm-vesti.ru/news/2012-06-21/1825/
  • История города Вяземский Портал Вяземский http://vyazemsky.com/viewpage.php?page_id=3
  • Молодежный центр Вяземского района        http://molodcenter-vzm.ucoz.ru/
  • Сельское поселение   с. Аван http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/avan/
  • Сельское поселение   с. Виноградовка  http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/vinogradovka/
  • Сельское поселение   с. Венюково   http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/venyukovo/
  • Сельское поселение   с.Видное http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/vidnoe/
  • Сельское поселение с. Глебово http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/glebovo/
  • Сельское поселение с. Дорминдонтовка http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/dormindontovka-s-a/
  • Сельское поселение   с. Забайкальское   http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/zabaykalskoe/
  • Сельское поселение   с.Капитоновка   http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/kapitonovka/
  • Сельское поселение   с.Кедрово http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/kedrovo/
  • Сельское поселение с. Котиково http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/kotikovo/
  • Сельское поселение   с. Кукелево http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/kukelevo/
  • Сельское поселение с. Красицкое [/b ] http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/krasitskiy/
  • Сельское поселение с.Отрадное http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/otradnoe/
  • Сельское поселение   с. Садовое - http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/sadovoe/
  • Сельское поселение   с.Шереметьево   -http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/sheremetevo/
  • Сельское поселение   пос.Медвежий   -http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/medvezhiy/
  • Сельское поселение   пос. Шумный - http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/shumnyy/
  • Сельское поселение   пос.Дорминдонтовка -http://www.vayzemskiy.ru/cayty-poseleniy/dormindontovka-p-a/
  • Вяземский район Фото Планета http://foto-planeta.com/np/41343/vidnoe.html-
  • Л -значит ЛОТОСЫ ANNI-SANNI.COM -http://anni-sanni.com/?p=7753
  • Река Уссури   Реки Приморья   - http://primpogoda.ru/articles/reki_primorya/reka_ussuri
  • Россия. Фотографии на карте images.esosedi.ru - http://images.esosedi.ru/rubric/1/
  • Объекты культурного наследия Вяземского района Администрация района -http://kulturavzm.ru/culture/
  • Озеро лотосов. Шереметьевские петроглифы   Туристическая фирма «Новое тысячелетие»   -http://www.new-millennium.ru/
  • Избирательная комиссия Вяземского района   - http://www.khabarovsk.vybory.izbirkom.ru/khabarovsk/ik/427400726880
  • Инвестиционный портал Вяземского района
    http://invest.khv.gov.ru/ru/about_hk/municipal-districts/vyazemsky-rajon/
  • Совет муниципальных образований Хабаровского края   Вяземский район - http://cmo.khabkrai.ru/municipalities/area/9/
  • Сайт Вяземского района   Официальный портал   http://www.vayzemskiy.ru/