Ванинский муниципальный район

Назад Вперёд

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Ванинский район расположен на востоке Хабаровского края, вдоль побережья Татарского пролива (протяженность береговой линии – 330 км). На севере он граничит с Ульчским районом, на западе – с Комсомольским и Нанайским районами, на юге – с Советско-Гаваньским районом. Преобладающий рельеф – горный (свыше 90% площади – отроги хребта Сихотэ-Алинь), единственные равнинные участки – долина реки Тумнин в ее среднем и нижнем течении и узкая полоса вдоль побережья Татарского пролива. Гидрографическая сеть района густая, крупнейшие реки –   Тумнин и Хуту.

Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Ванинский район располагает значительным потенциалом разнообразных природных ресурсов. Это, прежде всего, – лес, занимающий более 90% территории района и имеющий высокое хозяйственное значение в силу выгодного транспортно-географического положения района. Реки и морская акватория района богаты промысловыми видами рыб (навага, камбала, корюшка, минтай, сельдь, хариус, таймень, лососевые). Значительны ресурсы охотничьих животных (соболь, белка, норка, выдра, лисица, лось, изюбр, косуля, дикий северный олень, медведь бурый, волк, кабан и др.) и недревесных ресурсов. Из полезных ископаемых на территории района имеются: цветные (свинец, цинк, вольфрам, олово) и благородные металлы (золото, серебро), сырье для производства строительных материалов (глины, суглинки, пески, щебень, диатомиты). В бассейне нижнего течения реки Тумнин установлены термальные азотные кремнистые источники –   Горячий ключ и Теплый ключ.Ванинский район справедливо называют морскими воротами Дальнего Востока. Интенсивное развитие Ванинского транспортного узла как одного из логистических центров Дальневосточного региона
Панорама города Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Панорама города Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Железнодорожный вокзал Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Железнодорожный вокзал Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
предопределено уникальным географическим и выгодным геополитическим положением района. Порт входит в десятку крупнейших морских портов России и является четвертым крупным по грузообороту портом на Дальнем Востоке с круглогодичной навигацией и круглосуточным режимом работы. Реализуемые на Дальнем Востоке сырьевые проекты ориентированы на азиатские рынки, прямой выход на которые лежит через БАМ, побережье Хабаровского края в районе портов Ванино и Советская Гавань. В связи с этим предполагается расширение режимов портовой зоны Ванино и Советская Гавань, а также создание управляющей компании, полномочной на месте принимать все решения по развитию ПОЭЗ.
Паромная переправа Ванино - Холмск является самым коротким и дешевым путем ж/д и автодоставки грузов на Сахалин. Морские расстояния от порта Ванино до портов Магадан, Петропавловск-Камчатский, портов США и Канады на 300 морских миль короче, чем до портов юга Приморья.
 
 
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Порт Ванино обслуживают четыре железнодорожные станции, он соединен с сетью автодорог России федеральной автодорогой Ванино-Лидога. В 10 километрах от порта функционирует взлётно-посадочная авиационная полоса.Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.Основные отрасли хозяйства района: транспорт, лесная, рыбная, связь. В числе ведущих предприятий: ОАО "Ванинский морской торговый порт", ЗАО"Трансбункер", ОАО"Ванинолесэкспорт",ЗАО"Форист Старма", СП"Аркаим",рыболовецкий колхоз "50 лет Октября", ФГУП"Росморпорт", ФГУ"АМП", национальные общины"НКХ", "Север","Ороч".Основу экономики района составляют предприятия морского транспорта, лесной и рыбной промышленности. В 10 км от поселка Тумнин  на базе минерального источника функционирует санаторий "Горячий Ключ".

 
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
ТРАНСПОРТ С северо-запада на юго-восток район пересекает железнодорожная ветка «Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань», посредством которой район имеет прямой выход на Байкало-Амурскую магистраль и далее на Транссиб. Расстояние от рабочего поселка Ванино по железной дороге до г. Комсомольска-на-Амуре – 480 км, до г. Хабаровска – 855 км. Большое значение для внешних связей района имеет строящаяся автодорога «Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре» (расстояние до г. Комсомольска-на-Амуре составляет 480 км, до г. Хабаровска – 560 км). Постоянно действующая морская железнодорожно-автомобильная паромная переправа «Ванино – Холмск» связывает материк и остров Сахалин. В 36,5 км от Ванино на территории Советско-Гаванского района расположен аэропорт   «Май-Гатка».

 
Компания «Хабаровские авиалинии» выполняет регулярные авиаперевозки в северные и труднодоступные районы Хабаровского края, в том числе в Ванинский  район. Самолетный парк представлен самолетами Ан -24 и Ан- 26 и Як-40.Официальный сайт Аэропорта Хабаровск  с расписаниями авиарейсов по Хабаровскому краю.Базовый аэропорт компании «Хабаровск Новый». Официальный сайт ОАО Хабаровский аэропорт с расписаниями авиарейсов по Хабаровскому краю.
 

ЗОНА ПОКРЫТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ: Ванино, Высокогорный, Тумнин
 

АДМИНИСТРАЦИЯ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес:682860 Хабаровский край, пгт. Ванино, пл.Мира 1 факс +7(42137) 55-252
Официальный сайт администрации Ванинского района
 
Дата образования района - 27 декабря 1973 г.
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьГлава Ванинского муниципального района
Ожаровский Николай Сергеевич
+7 (42-137) 55-102 (приемная)
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличить Андреева Зинаида Егоровна
Первый заместитель главы администрации района
+7 (42-137) 55-233 (приемная)
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьБурдов Вячеслав Геннадьевич
Заместитель главы администрации по ЖКХ и строительству
+7 (42-137) 55 -103 (приемная)
 
 
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьСавватеева Ольга Александровна
Заместитель главы администрации района
+7 (42-137) 55 - 185
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьГубакина Галина Владимировна
Заместитель главы администрации района по социальным вопросам
+7 (42-137) 55 - 106
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличить Кручина Сергей Владимирович
Управляющий делами администрации Ванинского муниципального района
+7 (42-137) 55 - 109
 
 
 
 
 
 
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР  РАЙОНА - пгт ВАНИНО  

Поселок Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.htm (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.htm
Здание администрации Ванинского района, фото с сайта www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Здание администрации Ванинского района, фото с сайта www.google.ru
Название поселка впервые появилось на российских морских картах в 1876 году, благодаря экспедиции по исследованию Татарского пролива. История заселения поселения начинается с 1907 года,с появлением лесопромышленника Тишкина, отсюда и первое название населенного пункта — Тишкино. Освоение бухты началось в 1939 году. К тому времени в бухте находилось лишь одно предприятие — Лесоучасток. В это время Ванино, как и всё побережье Татарского пролива, находилось в составе Советского (позднее — Советско-Гаванского) района Приморского края. 21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина.Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1973 г. образован Ванинский район с центром в рабочем поселке Ванино за счет разукрупнения Советско - Гаванского района. В состав района включены: Даттинский, Устькинский сельсоветы; рабочие поселки; Ванино, Высокогорный, Октябрьский.
 
Поселок Ванино,  фото с сайта www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru
Поселок Ванино,  фото с сайта www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru
Решением Хабаровского крайисполкома от 4 июля 1974 г. № 418 из административного подчинения Высокогорненского поссовета выделены населенные пункты: Тулучи, Акур, Тумнин; образован Тулучинский сельсовет с центром в п. Тулучи. На 1 января 1978 г. в район входили поссоветы: Ванинский (рп. Ванино, п. Токи, п. Чистоводный), Высокогорненский (рп. Высокогорный, п.ст. Датта, п.ст. Джигдаси, п. Кенада, п.ст. Като, п.ст. Косграмбо, п.ст. Кузнецовский, п.ст. Оунэ, п.ст. Откосная, п.ст. Соллу, казарма 253), Октябрьский (рп. Октябрьский); сельсоветы: Даттинский (с. Датта, с. Дюанка, п.ст. Монгохто, с. Чипсари), Тулучинский (п. Тулучи, п.ст. Акур, п. Акуре кий Совхоз 38, п. Тумнин, казарма 310 км, казарма 331 км), Устькинский (с. Уська-Орочская, с. Теплый Ключ, с. Уська- Русская, с. Хуту). Административный центр – Ванино с населением около 20 тысяч человек, возник на месте небольшого орочского стойбища.Как посёлок стал формироваться с начала 50-х годов прошлого столетия.
 
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Поселок Ванино, фото с сайта www.google.ru
В посёлке имеется две гостиницы, Дом культуры, две поликлиники, сеть магазинов, кафе, ресторанов. В Ванино имеется своя картинная галерея, телеретранслятор, типография, выпускается две газеты, работает местная теле, и радиостудия, краеведческий музей, четыре школы, профтехучилище, работают филиалы техникума и института. В посёлке работают предприятия морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, топливо перегрузочный комплекс, предприятия лесной промышленности, три филиала различных банков, спортивно-оздоровительный комплекс.Добраться до р.п. Ванино можно  пассажирским поездом № 351 «Владивосток – Советская Гавань» и грузопассажирским поездом № 921 «Хабаровск – Советская Гавань», самолетом «Хабаровск – Советская Гавань» (пос. Гатка), микроавтобусом от ж/д вокзала г. Хабаровска по автодороге Хабаровск – Лидога – Ванино, паромом с острова Сахалин (Холмск).
 
 

ПОРТ ВАНИНО

Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
Порт Ванино — крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. В торговом порту имеется 22 грузовых причала и пирса общей протяжённостью более 3 км. Они входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала. Порт Ванино — крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке с грузооборотом около 6,5 миллиона тонн в год. Порт обрабатывает уголь, цветные и черные металлы, лес, пиломатериалы, руду, контейнеры, автотехнику. С января по декабрь 2014 года в каботажном направлении (включая перевозки грузов паромами для Сахалинской области) было обработано 1,1 миллиона тонн грузов.
 
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html (нажмите, чтобы увеличить)
Порт Ванино, фото с сайта http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
Под обработкой находилось 849 судов, в том числе 502 парома, и 81 тысяча железнодорожных вагонов. "Общий грузооборот ОАО "Порт Ванино" в 2014 году составил более 7,2 миллиона тонн и в сравнении с предыдущим годом увеличился почти на 2 %., а за пять месяцев 2015 г. общий грузооборот составил 10, 2 миллионов тонн.  Объем экспортных грузов увеличился на 5 % и достиг показателя в 5,2 миллиона тонн".Ванинский порт — международный транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
 
 
Балкерный терминал, фото с сайта http://www.sfsg.ru/objekt/complete/ (нажмите, чтобы увеличить)
Балкерный терминал, фото с сайта http://www.sfsg.ru/objekt/complete/
Балкерный терминал, фото с сайта http://www.sfsg.ru/objekt/complete/ (нажмите, чтобы увеличить)
Балкерный терминал, фото с сайта http://www.sfsg.ru/objekt/complete/
Глубоководная бухта Ванина (названная в честь топографа И.К. Ванина ) открыта в мае 1853 года. Освоение бухты началось лишь в 1939 году. Проявление интереса к дальневосточным землям со стороны государства было вызвано необходимостью решения таких стратегических задач как укрепление обороноспособности государства на восточных рубежах, открытие новых более коротких и выгодных путей для сообщения и снабжения, освоение и развитие богатейших полезными ископаемыми восточных и северо-восточных окраин России.21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск –- Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. До первого августа 1945 года необходимо было открыть движение на линии от Комсомольска до бухты Ванина на шесть пар поездов в сутки и построить в бухте три ряжевых морских причала. Официальная дата основания порта —18 октября 1943 года. В этот день  утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.
 
Открытие паромной переправы Ванино-Холмск, 19.06.1973 г., фото с сайта  https://fotki.yandex.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Открытие паромной переправы Ванино-Холмск, 19.06.1973 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru
Открытие паромной переправы Ванино-Холмск, 19.06.1973 г., фото с сайта  https://fotki.yandex.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Открытие паромной переправы Ванино-Холмск, 19.06.1973 г., фото с сайта https://fotki.yandex.ru
В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд. В конце 1949 года Совет Министров СССР постановил разработать генеральную схему развития порта в бухте Ванина, а в апреле 1950 года решением правительства порт Ванино выведен из системы Дальстроя МВД СССР и передан Министерству морского флота.В строительстве дороги большую роль сыграли заключённые, солдаты строительных батальонов, а также около 50 тысяч японских военнопленных. Значение Ванинского порта резко возросло начиная с лета 1946 года, после того, как портовые сооружения в Находке были разрушены взрывом парохода «Дальстрой» (24 июня 1946). Порт Ванино, Ванинский транзитно-пересыльный лагерь стал пересадочным пунктом для этапов заключённых, следовавших на Колыму. На станции и в порту Ванино происходила перегрузка заключённых из эшелонов на пароходы, следовавшие в Магадан — административный центр ГУ СДС НКВД-МВД СССР «Дальстрой».
 
Японские военнопленные на палубе корабля, фото с  https://fotki.yandex.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Японские военнопленные на палубе корабля, фото с https://fotki.yandex.ru
Теплоход «Декабрист» доставлявший  заключенных с Ванино на Колыму, фото с сайта http://hmurp.ru/forums/topic/2157/ (нажмите, чтобы увеличить)
Теплоход «Декабрист» доставлявший заключенных с Ванино на Колыму, фото с сайта http://hmurp.ru/forums/topic/2157/
Точное количество заключённых, прошедших через порт Ванино, неизвестно, но по некоторым оценкам их было не менее 2-х миллионов.К 1951 году был утвержден генеральный план развития порта, и все последующие годы порт активно развивался: в 1957 году приступил к отгрузке леса на экспорт в Японию, в 1959 году начал переработку и отправку грузов в пакетах и контейнерах. В этом же году были организованы регулярные судоходные линии между портом Ванино и портами Сахалина и Японии, начались регулярные рейсы в порт Магадан.В 1960 году порт перешел на круглогодичную работу с использованием ледоколов. В начале шестидесятых годов был завершен полный комплекс застройки северо-западной части порта и создан второй грузовой район. После чего началось освоение юго-восточной части бухты, строительство третьего погрузрайона, специализирующегося на переработке леса.
 
 
Общий вид на Ванинский балкерный терминал, фото с сайта - http://www.sfsg.ru/objekt/complete/ (нажмите, чтобы увеличить)
Общий вид на Ванинский балкерный терминал, фото с сайта - http://www.sfsg.ru/objekt/complete/
Общий вид на Ванинский нефтеналивной терминал, фото с сайта - http://www.sfsg.ru/objekt/complete/ (нажмите, чтобы увеличить)
Общий вид на Ванинский нефтеналивной терминал, фото с сайта - http://www.sfsg.ru/objekt/complete/
Большое значение для улучшения производственно-финансовой деятельности порта имело внедрение научной организации труда и управления. Были разработаны новые технологические схемы обработки грузов. По итогам всесоюзного конкурса на лучшую научную организацию труда коллектив предприятия был награжден памятным дипломом ВЦСПС. А в 1971 году за досрочное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана и внедрение передовой технологии погрузочно-разгрузочных работ указом Президиума Верховного Совета СССР порт Ванино наградили орденом Трудового Красного Знамени.В 1973 году вступила в работу железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск. Весной 1974 года коллегия Министерства морского флота СССР отнесла порт Ванино к высшей категории. Он стал седьмым по значению портом Советского Союза. В последующие годы порт активно наращивал грузооборот и в 2014 году, переработав 7,2 млн тонн грузов, стал первым среди портов Дальнего Востока.
 
Нефтеналивной терминал включает 3 причала. Суммарная ёмкость резервуарного парка нефтетерминала составляет 200 тыс. м³, из них 120 тыс. м³ предназначены для хранения тёмных нефтепродуктов и 80 тыс. м³ — для светлых нефтепродуктов. Производственные мощности терминала позволяют перегружать до 3 млн тонн нефтегрузов в год. Ванинский балкерный терминал – порт круглогодичного действия, имеющий прямой выход на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую (Транссиб) и Байкало-Амурскую (БАМ), по которым он связан со всеми точками России. В марте 2014 года Ванинский балкерный терминал (ЗАО «Дальтрансуголь») достиг рекордного показателя погрузки угля на суда, перевалив за месяц 1 млн 680 тыс. 256 тонн. Вслед за мартовским достижением, 1 апреля сотрудники ЗАО «Дальтрануголь» установили еще один производственный рекорд, отгрузив за сутки 113 тыс. тонн угля, тем самым улучшив собственный показатель середины марта.
 
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

  Городские поселения - 3  Сельские поселения -7
  • Городское поселение «Рабочий посёлок Ванино» - пгт Ванино  
  • Высокогорненское городское поселение пгт Высокогорный (пос. Станции Датта, пос.Станции Косграмбо, пос. Станции Кузнецовский, пос. Станции Оунэ)
  • Октябрьское городское поселение  - пгт  Октябрьский  
  • Даттинское сельское поселение - с. Датта (с.Дюанка)
  • Кенадское сельское поселение пос. Кенада (пос. Станции Кото)
  • Сельское поселение «Посёлок Монгохто» — пос.Монгохто
  • Сельское поселение «Посёлок Токи» -   пос.Токи
  • Тулучинское сельское поселение    пос.Тулучи   (пос. Амурский Сохоз-38, пос. Станции Акур)
  • Сельское поселение «Посёлок Тумнин»  - пос.Тумнин
  • Уська-Орочское сельское поселение  - с. Уська-Орочская (с.Уска-Русская, с. Хуту)

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ (1813-1876)

Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Г.И. Невельской,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Г.И. Невельской, фото с сайта https://www.google.ru
Г.И. Невельской,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Г.И. Невельской, фото с сайта https://www.google.ru
Решающая роль в присоединении Приамурья к Российской империи, создании форпоста обороны ее восточных рубежей принадлежала командиру военного транспорта «Байкал»,   позднее офицеру по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири, начальнику Амурской экспедиции капитану 1-го ранга Г.И. Невельскому.  Экспедиция под его руководством летом 1849 года вошла в устье Амура, где были проведены разведывательные плавания для определения возможностей судоходства. Открытие двух полноводных фарватеров в лимане и устье Амура и островного положения Сахалина определяло возможность прохода морских судов с севера и юга в устье Амура и открывало перспективу создания здесь будущего морского порта. Получив поддержку генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева,   всю зиму 1849-1850 годов Невельской в Петербурге добивался положительного правительственного решения об устройстве в устье Амура военных постов, которые должны были закрепить Приамурье за Россией.

 
Утро в проливе Невельского, копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Утро в проливе Невельского, копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Первый пост как зимовье Российско-Американской компании был заложен Г.И. Невельским и поручиком корпуса флотских штурманов  Д.И. Орловым 29 июня 1850 года в заливе Счастья на косе, отделяющей Охотское море от залива, назван Петровским в память Петра Великого и во имя святого угодника этого дня.Обосновавшись со своей командой на Петровской косе, Г.И.Невельской в нарушение полученной им инструкции, предписывающей ограничиться устройством зимовья на морском побережье у лимана Амура и не устанавливать посты в его устье, 1 августа 1850 года на мысе Куегда в 70 верстах от устья Амура   заложил Николаевский пост.  Здесь ровно в полдень в присутствии собравшихся жителей близлежащих стойбищ Г.И. Невельской  поднял Андреевский флаг  и от имени российского правительства зачитал текст грамоты о принадлежности приамурских земель к Российской империи.Донесение в Петербурге о самовольном поступке Невельского вызвало негодование «высоких» чиновников Министерства иностранных дел - основных противников идеи исследования и освоения устья Амура.
 
Стакан «Амурской воды», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Стакан «Амурской воды», копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Транспорт «Байкал» Невельского Г.И., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Специально образованный комитет признал действия Г.И.Невельского дерзкими и противными высочайшей воле и постановил: Николаевский пост на Амуре снять и впредь устья Амура не касаться, а Г.И.Невельского подвергнуть строжайшему наказанию - разжаловать в матросы с лишением всех прав состояния. Решение комитета для утверждения было представлено императору Николаю I.,положение спас генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, попросивший аудиенции у государя для доклада о важных причинах, толкнувших Невельского на решительные действия. Император Николай I отнесся с вниманием к докладу генерал-губернатора, нашел действия Г.И.Невельского патриотичными, благородными и молодецкими.Ответом на постановление Комитета были его исторически значимые слова: «Где раз поднят русский флаг, он спускаться не должен».12 февраля 1851 года Комитетом под председательством наследника престола, будущего императора Александра II было принято решение об организации Амурской экспедиции в составе 60 человек.

 
Почтовая марка СССР посвященная памяти Невельского Г.И., фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Почтовая марка СССР посвященная памяти Невельского Г.И., фото с сайта https://www.google.ru
Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Корвет «Америка» Казакевича П.В., копия картины художника-мариниста В.И. Шиляева
Экспедиция подчинялась генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву через представителей власти на местах и финансировалась Российско-Американской компанией. Николаевский пост признали как торговую лавку компании (Николаевское зимовье), а Невельскому было дано указание никаких дальнейших шагов в Приамурском крае не предпринимать.Летом 1851 года, преодолев тяжесть перехода из Якутска в Охотск по заброшенному Охотскому тракту и далее морем, в Петровское прибыли Г.И. Невельской с молодой женой Екатериной Ивановной и первые поселенцы: мастеровые 46-го флотского экипажа и казаки Якутского полка, некоторые с семьями. В Николаевском была выставлена постоянная команда во главе с лейтенантом Н.К. Бошняком.Основной деятельностью Амурской экспедиции становится детальное обследование гидрографии и орографии бассейна Нижнего Амура, Охотского побережья и Сахалина, а также обустройство постов.
 
 
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре, фото с сайта https://www.google.ru
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Г.И. Невельскому в Николаевске-на-Амуре, фото с сайта https://www.google.ru
В донесении генерал-губернатору  Н.Н. Муравьеву от 15 апреля 1852 года Г.И.Невельской писал: «Мне предстояло и ныне предстоит одно из двух: или, действуя согласно (петербургским) инструкциям, потерять для России столь важные края, как Приамурский и Приуссурийский, или же действовать самостоятельно, приноравливаясь к местным обстоятельствам и не согласно с данными мне инструкциями; я избрал последнее». В 1853 году летом по распоряжению Г.И.Невельского были заложены посты  Мариинский (выше по течению Амура в районе озера Кизи) и Александровский (в заливе Нангмар, ныне Чихачева), в начале осени основаны два военных поста на Сахалине, 29 сентября поднят российский флаг в Императорской гавани и основан Константиновский пост (ныне г. Советская Гавань).После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована, бывший начальник экспедиции контр-адмирал Геннадий Иванович Невельской   вернулся на Балтику. А 2 июля (20 июня по старому стилю) 1860 г. на берегах бухты Золотой Рог по приказу военного губернатора Приморской области  контр-адмирала Петра Васильевича Казакевича  был основан военный пост, названный Владивостоком.
 
 

БОШНЯК КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1830-1899)

Памятник первооткрывателям  залива и города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.sovgavan.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник первооткрывателям залива и города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.sovgavan.ru/
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.slideshare.net/svkalashnikov/ (нажмите, чтобы увеличить)
Залив «Советская Гавань», фото с сайта http://www.slideshare.net/svkalashnikov/
Константин Николаевич Бошняк родился 3 (15) сентября 1830 года в Костромской губернии. В 1842 году стал кадетом Морского корпуса, в 1847 году проходил практику гардемарином на Балтийском море, в 1849 году был произведен в мичманы, с оставлением в офицерском классе. Свои исследования начал в 18 лет. Стойко справлялся со всеми тяготами экспедиционной жизни. В 1851 году был переведен из Санкт-Петербурга в Амурскую экспедицию, где сразу же был назначен начальником Николаевского поста, а в феврале-марте 1852 года, Геннадий Иванович Невельской послал своего подчиненного исследовать Сахалин. Бошняк К.Н. прошел на собаках и пешком западное побережье острова от пролива Невельского до реки Дуэ, где открыл месторождение каменного угля. Перейдя на восточное побережье Сахалина, он открыл реку Тымь и проследил её течение. Проехавшись до Тыми, до восточного берега и обратно, он добрался до западного берега.В апреле-июне 1852 года  Бошняк К.Н. обследовал низовья Амура, в конце 1852 года — бассейн реки Амгунь и открыл Буреинский хребет,а также— озера Чукчагирское и Эворон.
 
Памятник первооткрывателям  города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник первооткрывателям города «Советская Гавань», копия фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/
Памятник Николаю  Константиновичу  Бошняку, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Николаю Константиновичу Бошняку, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
Зиму 1853 года провел в тяжелых условиях в бухте Хаджи. В 1853 году основал посёлок Де-Кастри  на берегу залива Чихачёва.В мае 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял  Г.И. Невельской , была открыта одна из лучших естественных гаваней мира — залив Хаджи. К исследованию Г.И. Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер  Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а 23 мая  Н.К. Бошняк открыл на побережье Татарского пролива залив Хаджи,  оказавшийся одной из лучших в мире естественных гаваней.
 
 
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева (нажмите, чтобы увеличить)
Легендарный фрегат «Паллада», копия картины художника-мариниста В.И.Шиляева
На одном из мысов залива им был установлен крест с надписью: "Гавань императора Николая» открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским крестьянином Тваном Мсеевым".4 августа 1853 года.Г.И. Невельской основал "военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост". Это было первое русское поселение в заливе Императорская Гавань. Его начальником назначен Н.К. Бошняк. Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Н.К.Бошняк был переведен на Балтийский флот в 1856 году. С 1858 года по 1860 год служил на фрегате «Илья Муромец» на Балтийском и Средиземном морях. В 1865 году в чине капитана 2 ранга был уволен со службы по состоянию здоровья. Умер 15 (27) декабря 1899 год в городе Монца, (Италия), куда уехал для лечения.
 
 
Место затопления фрегата «Паллада» в гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Место затопления фрегата «Паллада» в гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/
Судно в Гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Судно в Гавани императора Николая, фото с сайта http://new.vanino.org/
Многочисленные бухты и мысы были названы в честь членов императорской семьи, но в советский период большая их часть получила новые названия. На берегу одной из бухт был основан Константиновский пост, а сама бухта была названа   Постовой. В январе 1856 года, во время Крымской войны по приказу военного губернатора  В.С. Завойко в Постовой бухте был затоплен  фрегат российского военного флота  Паллада.Фрегат заложен на Охтинском Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Фрегат был построен согласно личному указанию императора Николая I. В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны и в связи с реальной небоеспособностью, был затоплен в бухте Постовая, где и находится по сегодняшний день.
 
 
Памятник легендарному фрегату «Паллада», фото с сайта http://new.vanino.org/ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник легендарному фрегату «Паллада», фото с сайта http://new.vanino.org/
Экспедиция «Командора Беринга»  МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
В 1963 на берегу бухты был сооружён памятник фрегату. Бухта Постовая глубоководная, с глубинами более шестидесяти метров. Примерно на этой глубине затоплен знаменитый фрегат «Паллада». Затопленная в бухте Постовой «Паллада» стала привлекательным объектом для дайверов различных мастей. В своё время, когда ещё было возможно поднять корпус фрегата на поверхность, от этой идеи отказались. В результате появилась масса желающих поднять со дна какую-либо часть корпуса, в основном с целью продажи как артефакта. Сегодня свободный доступ к останкам корпуса запрещён, да и сохранять там уже, по сути, нечего.Длительное время Императорская гавань использовалась для укрытия и стоянки кораблей. Лишь в конце XIX – начале XX веков гавань стала оживать. Исключительное удобство гавани для стоянки судов, обилие леса, рыбы, пушного зверя привлекли иностранных и русских предпринимателей. С 1907 г. Императорская гавань становится важнейшим лесоторговым центром.
 
 
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846 (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция «Командора Беринга» МГУ им.Г.И. Невельского в Советскую Гавань, фото с сайта http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
В начале XX века на берегу залива насчитывалось три населённых пункта, где проживало русское население: на берегу бухты Маячной, на берегу бухты Японской и посёлок лесной концессии.Вход в залив расположен к северу от мыса Путятина, с севера ограничен полуостровом Меньшикова. Длина Залива составляет 11 километров, ширина на входе 2 километра . Глубина более 20 метров. По своим параметрам и по удобству залив Советская Гавань уступает только заливу Сан-Франциско и Авачинской губе.Берег возвышенный, обрывистый, местами холмистый. В залив впадают реки Большая Хадя, Эгге, Май и несколько более мелких. В составе залива выделяют три части, разделённые глубоко вдающимися в акваторию мысами. Это бухты Северная, Западная (Константиновская) и Юго-Западная (залив Хаджи). В свою очередь в них можно выделить ряд меньших бухт: Эгге, Окоча, Маячная, Концессии, Ольга, Постовая. К северу от залива расположена бухта Ванина.На берегу залива расположен г. Советская Гавань и пгт: Майский, Заветы Ильича, Лососина.
 

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ  ПИВАНЬ - СОВГАВАНЬ

Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Железная дорога Пивань - Совгавань (второй стратегический выход Советского Союза к Тихому океану) строилась в военное время (1942-1946 гг.) для дублирования находящегося под угрозой японского нападения Транссиба, для обеспечения базирования Тихоокеанского флота, а также для обеспечения устойчивой связи страны с Северным Сахалином, Магаданской областью и Камчаткой. Дорога строилась в сложнейших условиях, через  Сихотэ-Алиньский перевал, с большими перепадами высот.   Пивань — это речной порт напротив Комсомольска-на-Амуре, на другом берегу Амура.Программа усиления обороноспособности советского Дальнего Востока в уловиях обострения военно-политической обстановки в начале 1930-х гг. потребовала развитой транспортной инфраструктуры.
 
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Так с точки зрения стратегической безопасности в 1932 г. правительством было принято решение проложить новую магистраль  (БАМ),   проходящую на 300-400 км севернее Транссиба. В 1930-е годы строились и были проложены вторые пути Транссибирской железной дороги от Карымской до Уссурийска длиной свыше 2 800 км, ряд однопутных рельсовых линий с ответвлениями общей протяженностью около 2 000 км, несколько военно-полевых узкоколеек. В это же время шло сооружение Байкало-Амурской магистрали, прокладывались соединительные ветки от Транссиба. Однако построить её и открыть движение в запланированные сроки не удалось. К числу стратегически важных железнодорожных строек в регионе, завершившихся уже в разгар войны с Германией, относился тоннельный переход под Амуром у Хабаровска.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Его сооружение было вызвано необходимостью увеличения пропускной способности этого узкого места Транссиба.Первый поезд пришел в Комсомольск-на-Амуре в 1936 году со стороны Хабаровска, уже тогда встал вопрос о продлении этой железной дороги до Советской Гавани. Первые изыскания мостового перехода БАМа через реку Амур были проведены еще во второй половине 1932 года экспедиционной партией института Ленгипротрансмост. В 1939 году Тумнинская экспедиция провела окончательные изыскания. В итоге был выбран вариант, согласно которому переход через Амур железнодорожной линии  Комсомольск – Совгавань был определен за чертой площадки завода № 199  с отнесением места расположения моста выше по течению, то есть, в черте города.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Длина моста предполагалась 2,5 километра. На пиванском берегу мост подходил к тоннелю.Изыскания тоннельного перехода через Пиванский хребет производила комплексная партия инженера  А.П. Кузнецова. Главный геолог  П.М. Кисель. Автор проекта Н.Я.  Вайнштейн. Согласно отчету по Нижне-Амурскому ИТЛ, для строительства тоннеля была образована контора тоннельных работ, открыты курсы для подготовки специалистов по тоннелям на Байкало-Амурской магистрали и создана специальная тоннельная лаборатория. На тоннеле впервые отрабатывались технологии проходки тяжелых горных пород, которые, затем внедрялись на последующих стройках Дальнего Востока.Строительство тоннеля велось с двух сторон силами заключенных Амурлага.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить
Проходка осуществлялась горным способом без применения механизированных щитов. Производилось обуривание забоя шпурами, в которые закладывали заряды взрывчатого вещества и производили взрыв, дальше в ход шли отбойные молотки, кирки и лопаты. 26 октября 1940 года была пробита направляющая штольня. Длина тоннеля составляет около 800 м. До начала 1941 строители успели произвести бетонную обделку свода и частично стен. Дальше строительство тоннеля, как и железнодорожного моста через Амур, стало сворачиваться т.к. рельсы нужны были Буреинскому лагерю для строительства железнодорожной линии Известковый - Ургал. Из-за нехватки рельсов пришлось в 1942 г демонтировать и отправить на запад части верхнего строения пути с линии БАМ - Тында для строительства Сталинградской рокады.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить В 1943 году строительство железной дороги Пивань - Совгавань было возобновлено по облегченным техническим условиям в сжатые сроки, что привело к пересмотру и упрощению разработанного ранее проекта. Имелось специальное указание о том, чтобы на железнодорожной линии не строить больших мостов и тоннелей. В этой связи мост через р. Амур был заменен паромной и ледовой переправами (летом поезда, прибывающие в Комсомольск-на-Амуре, перевозили через р. Амур на ст. Пивань на паромах, а зимой прокладывали ледовую переправу).Всего на Дальнем Востоке за период индустриального развития было построено 16 новых линий (без вторых путей Транссиба) или около 1,4 тыс. км железнодорожных путей. Во второй половине 1930-х гг. была произведена трансформация структуры железных дорог Дальнего Востока.
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Для совершенствования управления железными дорогами в 1936 г. Уссурийская железная дорога была разделена на две самостоятельные: Дальневосточную (ДВЖД) и Амурскую. В 1939 г. из состава ДВЖД была выделена Приморская железная дорога. В предвоенные десятилетия в работе железных дорог Дальнего Востока преобладал ввоз и транзит грузов. Это было продиктовано особенностями развития региона - сырьевым характером промышленности, ограниченностью земельного фонда, пригодного для сельского хозяйства, а также переброской значительного количества войск в регион.Самым важным направлением деятельности железных дорог, в т.ч. дальневосточных, стала организация оперативных перевозок войск на советско-германский фронт. Первый воинский эшелон на запад с Дальнего Востока ушел уже 29 июня 1941 г.
 
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/ (нажмите, чтобы увеличить)
Пиваньский тоннель, фото с сайта http://www.kit-dv.su/news/
Погрузка и движение эшелонов проводились с максимальной скрытностью. Оперативные воинские перевозки в общий поток грузооборота не входили, но фактически они занимали свыше 40 % общих перевозок всех грузов на дорогах Дальнего Востока. Войска, переброшенные из состава Дальневосточного фронта (ДВФ) и Тихоокеанского флота (ТОФ) сыграли важную роль в разгроме противника под Москвой, где рухнул план «молниеносной войны» гитлеровской Германии. В 1941- 1944 гг. на советско-германский фронт было переброшено с Дальнего Востока более 1млн чел.Работы по строительству моста через Амур начались в 1969 году, но уже в другом месте. В октябре 1974 закончено сооружение последней опоры моста (всего их было 9), а 1 августа 1975 года установлено последнее пролётное строение. 26 сентября 1975 года в торжественной обстановке главный мост БАМа был открыт для движения по железнодорожному переходу: в полдень, у первого портала нового моста остановился пассажирский поезд со станции Комсомольск-на-Амуре. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Тайшет — Советская Гавань (основной путь) строилась с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Про  Пиваньский туннель «забыли», вокруг него образовалось садоводческое общество, вход в туннель превратился в свалку и только название улицы "тоннельная" в садах напоминает о былых  прошедших временах...
 
 

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИБЛИОГРАФИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Дальний Восток,автор В.Г. Удовиченко,
    Издательство географической литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина, А.В.Смоляк.
    Издательство Наука, Москва 1984 г., на 245 стр.
  • Народы Дальнего Востока СССР в 17-20 веках,Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР,
    ответственный редактор И.С. Гурвич, Москва, «Наука», 1985 г. на 237  стр.
  • Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское  книжное издательство, 1957 г. на 288 стр.
  • Малые народности Приамурья после Социалистической революции, автор Е.В. Яковлева,
    Хабаровское книжное издательство, 1957 год, на 77 стр.
  • Наш край, А.Степанов. ОГИЗ-ДАЛЬГИЗ 1947 г., на 102 стр.
  • Коренные народы  Дальнего  Востока ТОГУ - http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/studentsbooks/materials/regionovedenie/part4/
  • Сборник статей по истории Дальнего Востока, ответственный  редактор академик М.Н. Тихомиров.
    Издательство Академии наук СССР, 1958 год на 350 стр.
  • Статьи и материалы по коренным малочисленнным народам Дальнего Востока, Л.Я Штернберг,
    Дальгиз, Хабаровск, 1933 год на 740 стр.
  • Народы Дальнего Востока во второй половине 19 века Zidanio
    -http://zidanio.livejournal.com/31231.html
  • Последняя экспедиция Л.Я. Штернберга на Дальний Восток М.М.Прокофьев  
    http://www.icrap.org/ru/prokofyev11-1.html      
  • Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство, 1974 г.
  • Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное издательство, 1967 г. на 240 стр.
  • Краевое государственное казенное учреждение — Центр занятости населения по Ванинскомурайону -
    http://www.uprzan.khv.ru/home/slugba/czn/opisczn.aspx?CZNF=MTA3MyUwMQ2
  • Порт Ванино, копия фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
  • Панорама города Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
  • Железнодорожный вокзал Ванино, фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/
  • Все о Ванино и Советской ГаваниПортал «Информационное побережье» - http://bereg.in/
  • Хабаровские авиалинии   - http://www.airlines-inform.ru/russian_airlines/Khabarovsk_Airlines.html
  • ОАО Хабаровский аэропорт     Официальный сайт
    -http://airkhv.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=92&Itemid=169
  • Сайт администрации Ванинского района   Официальный сайт - http://vanino.org/list.shtml
  • Тумнинский государственный природный заказник   -http://www.zapoved.ru/catalog
  • «Red Partizan»: день второй   Блогер:  СУПЕР Д ( Эндуро)  
    - http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
  • ЖД. Станция «Кузнецовский перевал» Блогер:  JACK_SCAGNETTI  
    - http://jack-scagnetti.livejournal.com/9216.html
  • Советские воины - победители   Фото - http://www.tomovl.ru/komi/Port_Vanino.html
  • Самая восточная дорога России   А. И. Костанов - http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/t03.htm
  • Орочи   НГУ   - http://www.nsu.ru/ip/orochs.php
  • Администрация Советско-Гаваньского района   Официальный сайт  
    -  http://sovgavan-rayon.ru/vizitnaya-kartochka/istoriya.html
  • Николай Бошняк ИА «Сахалин-Курилы» - http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=37295
  • Строительство № 500   В.В. Буркова - http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2010/02-10_1.htm
  • Приход Святителя Николая   пос.Ванино   - http://eparhia-amur.ru/eparchia/churchs/text/2008.html
  • История Дальнего Востока в художественных картинах Художник -маринист Шиляев Валерий Иванович
    - http://www.shilaev.info/gallery/3#page-2
  • Все о Ванино и Советской Гавани   Информационное побережье -http://bereg.in/index/0-5
  • Ванино-Совгаваньский узел - http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1164701&page=9
  • Одно из крупнейших открытий Амурской экспедиции МГУим.адмирала НевельскогоГ.И.
    -http://www.msun.ru/ru/news/id-2846
  • Военно-исторический, все в/ч на побережье Императорской Гавани   В Контакте
    - http://vk.com/album-77918499_214106475
  • Тот самый Маринеско Александр Иванович Военно-исторический сайт
    - http://feldgrau.info/index.php/other/6845-tot-samyj-marinesko
  • К 100 летию Александра Ивановича Маринеско Россия и православие
    - http://prarussia.mirtesen.ru/blog/43068378949/K-100-letiyu-Aleksandra-Marinesko
  • Ванинская пересылка   ХКОД «Мемориал» - http://www.memo27reg.org/publikacii/vaninskaa-peresylka
  • Железная дорога  Пивань- Совгавань      Альбом НКПС СССР 1946 г.
    - http://periskop.livejournal.com/550762.html
  • Из истории ТОФ в войне с Германией 1941 -1945 гг.   БОРОДИН А.В. полковник в/о, ветеран ТОФ   - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/flot/flot1_12.htm
  • Южно-Сахалинская наступательная операция     Календарь Победы   - http://pobeda.elar.ru/issues/
  • Нас к морю вывела дорога   Путеводитель по БАМу - http://www.marinakuzmina.ru/books/book08.pdf
  • Советско-Гаваньский муниципальный районПутеводитель   для туристов
    -http://khabarovsk.drugiegoroda.ru/19-_sovetsko-gavanskijj_municipalnyjj_rajjon/
  • Ванинский фотоальбом   Блогер:  СУПЕР Д ( Эндуро) - http://cvarnou.livejournal.com/50605.html
  • Санаторий горячий ключ Официальный сайт - http://atlantis.aero/novosti/120-sanatorij-goryachij-klyuch
  • Порт Ванино Блогер - Валентин Napev - http://napev.livejournal.com/190728.html
  • Драмы нашего прошлого Анатолий Акулов - http://hmurp.ru/forums/topic/2157/
  • Ванино Порт Фотоальбом В Контакте - http://vk.com/album-77918499_214106500
  • Территориальная избирательная комиссия Ванинского района Официальный сайт
    - http://www.khabarovsk.izbirkom.ru/way/963179.html
  • Кузнецовский тоннель - http://www.youtube.com/watch?v=p5ysBdjnbxU
  • Ванинский тоннель — первый тоннель Бама КИТ-ДВ индустриальный туризм
    - http://www.kit-dv.su/news/pivanskij_tonnel_pervyj_tonnel_bama/2013-05-19-170
  • Социально - экономическое положение Ванинского района      2013 г.  
    - http://www.vanino.org/newsmake/newsfolders/newsfolder_6764/soc.pdf
  • Ванинский морской торговый порт Официальный сайт
    - http://vaninoport.ru/assets/images/Vanino%20port_scheme.jpg
  • Ванинский балкерный терминал Официальный сайт - http://www.sfsg.ru/objekt/complete/vanino.php
  • Стратегия развития Хабаровского края Официальный сайт
    - http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-23/X/Shport.pdf
  • Россия. Фотографии на карте images.esosedi.ru - http://images.esosedi.ru/rubric/1/
  • Социально - экономическое положение Ванинского района 2013 г.
    - http://www.vanino.org/newsmake/newsfolders/newsfolder_6764/soc.pdf
  • Совет муниципальных образований Хабаровского края   Ванинский район  
    - http://cmo.khabkrai.ru/municipalities/area/7/
  • Инвестиционный портал Ванинского района Официальный сайт -
    http://invest.khv.gov.ru/ru/about_hk/municipal-districts/vaninsky-rajon/
  • Администрация Ванинского района Официальный сайт -  http://new.vanino.org/
Объекты