Бикинский муниципальный район

Назад Вперёд

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

По геоморфологическому районированию Дальнего Востока территория Бикинского района расположена в пределах области средневысотных складчатых гор, вулканических плато и межгорных равнин Приморья. Большую часть территории района занимабт западные отроги хребта  Сихотэ-Алиня, имеющие высоту 300— 600 м. Отроги этого хребта представляют собой гряды, уходящие к главному хребту.  На вершинах сопок на поверхность выходят скальные породы. Сопки и увалы сменяются распадками, чаще всего они заболочены.
 
Бикинский мемориальный комплекс , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Бикинский мемориальный комплекс , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Бикинский мемориальный комплекс , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Бикинский мемориальный комплекс , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Бикинский район – самый южный район Хабаровского края, протянувшийся узкой полосой вдоль правобережья реки  Уссури. На севере район граничит с Вяземским районом, на востоке и юге – с Пожарским районом Приморского края. Западная граница района совпадает с  государственной границей России и Китайской Народной Республики, проходящей по реке Уссури (67 км). Крайний северо-восток и восток района заняты отрогами Сихотэ-Алиня, постепенно переходящими в обширную долину, образованную поймой реки Уссури и ее притоков (Биры, Бикина и пр.). Главный природный ресурс района – пахотные и естественные кормовые угодья. Район богат различными общераспространенными полезными ископаемыми: глинами и суглинками, огнеупорными глинами, месторождениями песка и печано-гравийных смесей, строительного камня (гранодиориты, сланец, гранит, андезит, базальт). Выявлены перспективные проявления золота, серебра, вольфрама, олова, меди.На окраине г. Бикина расположено месторождение аметистов.
 
Школа № 23  г. Бикина , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Школа № 23 г. Бикина , фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Краеведческий музей им. Н.Г. Евсеева, фото с  https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Краеведческий музей им. Н.Г. Евсеева, фото с https://fotki.yandex.ru/
В районеимеются месторождения торфа и бурого угля.Численность постоянного населения района по состоянию на 01.01.2015 составила 22,8 тыс. человек (1,7% от численности населения края). В районном центре проживает свыше 70% населения района.Хозяйственная деятельность в районе представлена предприятиями различных секторов экономики, основными из которых являются деревоперерабатывающая, легкая и пищевая промышленности, железнодорожный транспорт, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, торговля. Район является одной из основных сельскохозяйственных территорий края и специализируется на производстве сои, зерна, картофеля, овощей и молочном животноводстве.Бикин, являясь притоком Уссури и входя в бассейн Амура, издревле служил водной артерией, связывавшей западные и восточные склоны Сихотэ-Алиня.Вдоль такой магистрали, несмотря на слабую археологическую изученность территории Бикина, обнаружено значительное количество памятников разных эпох, начиная от эпохи палеолита и закан-
 
Бикинский военный городок, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Бикинский военный городок, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Жд мост через реку Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жд мост через реку Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
чивая поздним средневековьем. Среди археологических памятников особое место занимают укрепленные поселения. В настоящее время известно шесть городищ : Васильевское, Верхний Перевал 6 (Кушнариха), Верхний Перевал 5 (Кунулаза), Верхний Перевал 7 (Музиза), Васильевка 3, Канчуговское. Обследованием указанных объектов занимались  А.П. Окладников, Ю.М.Васильев, О.В.Дьякова, Н.Н.Крадин, В.А.Краминцев.
ТРАНСПОРТ Район характеризуется высоким уровнем обеспеченности транспортными путями. С севера на юг район пересекают  Транссибирская железнодорожная магистраль и автодорога федерального значения «Хабаровск – Владивосток» (А370 «Уссури»). По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием район занимает одно из первых мест в крае. Расстояние от административного центра района до г. Хабаровска по автодороге составляет более 230 км. По территории района проходит газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и нефтепровод«Восточная Сибирь – Тихий океан».
В 36 км от г. Бикина на берегу реки Уссури функционирует смешанный  пункт пропуска  через государственную границу РФ и КНР «Покровка» (перевозка грузов и пассажиров осуществляется в период навигации − речным транспортом, в зимний сезон – автомобилями по льдоукрепляющей понтонной переправе через реку).
 
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ   - Хабаровский край -Бикинский район - гор. Бикин
 
ЗОНА ПОКРЫТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ: Бикин, Добролюбово,  Лесопильное,  Лермонтовка,  Лончаково, Оренбургское,  Перелесок, Покровка, Пушкино, Розенгартовка.
 

АДМИНИСТРАЦИЯ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Адрес: 682970, г.Бикин, пер. Советский, 2.  
 
Официальный сайт администрации Бикинского муниципального района
 
Дата образования района - 17 ноября 1932 г.
 
 
Нажмите, чтобы увеличитьГлава Бикинского муниципального района
 
Швиткий Александр Михайлович  
 
Приемная главы: тел.: (42155) 2-11-33, bikin_adm@bkn.kht.ru
 
 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР РАЙОНА г.БИКИН

Жд вокзал станции Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жд вокзал станции Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Жд. станция Бикин, 1890-е годы,  фото с сайта http://vita-life777.livejournal.com/ (нажмите, чтобы увеличить)
Жд. станция Бикин, 1890-е годы, фото с сайта http://vita-life777.livejournal.com/
Населенный пункт Бикин возник в 1895г. при строительстве северного участка железной дороги как казачий поселок Бикинского станичного округа. Изначально населенный пункт возник на левом берегу р. Бикина, и назывался село Оренбургское. Основали его переселенцы из Оренбургской губернии. Вторая волна новоселов обосновалась здесь в 1901 г., они приехали тоже с южного Урала по только что отстроенной Уссурийской железной дороге. По данным госстатистики на 1 января 1903 г., в с. Оренбургском жило 141 человек, имелось 115 лошадей, 114 коров, была одноклассная школа, часовня, три торговых заведения, питейная лавка, хлебозаготовительное заведение. Урожаи зерновых в те годы были около 80 пудов с десятины.После наводнения 1904 г. часть жителей села перебралась на правый берег Бикина, в район железнодорожной станции Бикин. Станция была построена еще в 1894 г. Ее строительство, как и моста через Бикин велось под руководством инженера путей сообщения  Н.Н. Бочарова.   С этого момента начинает формироваться станица Бикинская, переросшая позднее в  город Бикин.  
Празднование Дня Победы, фото с  https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Празднование Дня Победы, фото с https://fotki.yandex.ru/
Мемориал славы в г. Бикине, фото с сайта Аnni-Sanni/com (нажмите, чтобы увеличить)
Мемориал славы в г. Бикине, фото с сайта Аnni-Sanni/com
Первые новоселы поселились на улицах, которые теперь носят название им.  Гагарина и Вокзальная.В 1905 г. в станице Бикинской лесопромышленник  Л.Ш.Скидальский  с помощью китайцев, русских казаков и переселенцев начинает строительство небольшого лесозавода, который уже через два года выпустил первую продукцию. На первом этапе завод ежегодно перерабатывал около 20 тыс. куб. м древесины. При заводе существовало отделение столярных изделий, где производились двери, рамы, мебель. В 1924 г. завод был национализирован. К этому времени он перерабатывал уже 50 тыс. куб. м древесины в год.В период 1908-1912 гг. в станице Бикинской было построено железнодорожное училище.  К 1915 г. в здесь проживало уже 1126 чел., была церковь, приходское училище, фельдшерский пункт, трактир. Как рассказывает внучка забайкальского казака  Зинаида Михайловна Филютович («Бикинский вестник» от 17 сентября 1998 г.), «…до революции в центре Бикина  была церковь и торговая
Вечерняя панорама г. Бикина, фото с сайта Аnni-Sanni/com (нажмите, чтобы увеличить)
Вечерняя панорама г. Бикина, фото с сайта Аnni-Sanni/com
Дом культуры г. Бикина, фото с  https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Дом культуры г. Бикина, фото с https://fotki.yandex.ru/
площадь. Магазины на площади принадлежали китайским торговцам. Рядом было поместье китайца Ю-Лина. В нем же опиумокурильня. Тут же недалеко был кабак, который принадлежал русской купчихе, была также парикмахерская, хозяином которой был японец. В районе горы Кирсанихи, что у железнодорожного моста через Бикин, жили казаки. Власть в станице держал казачий атаман и подрядчий. Они же были владельцами всей земли, сдавали ее в аренду желающим на выгодных для себя условиях.Ближе к железнодорожной  станции жили разночинцы, мещане и «гураны» (переселенцы из Забайкалья)».С 1917 по 1921 гг. гражданская война, разруха, голод, японская интервенция. Наиболее быстрыми темпами поселок развивается с 1929 по1939 гг.  В этот период прокладывается вторая колея железной дороги. В 1933 г. в Бикин прибывают сотни лесорубов, каменщиков, плотников, других мастеров. В северной части города, на месте тайги и болот  начинают строительство нового железнодорожного узла. Строится
 
Город Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Город Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Город Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Город Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
военный городок, больница, столовая, Дом культуры, школа, детский сад. 9 ноября 1938 г.  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Бикин был преобразован в город Бикин . Численность населения к этому времени достигла 15 тыс. чел.Согласно данным Н.Евсеева,  руководителя краеведческого музея в г. Бикине, максимальное число населенных пунктов в низовьях Бикина отмечалось к началу 50-х гг. В этот период в Бикинском районе насчитывалось 26 населенных пунктов. Среди них г. Бикин, а также поселки: Лесопильное (станция Звеньевая), Георгиевка, Алексеевка, Оренбургское, Покровка, Васильевка, Половинка, Козловка, Лончаково, Видное, Шереметьево, Лермонтовка, Пятилетка, Каменушка, Снарск, Розенгартовка, Шивки, Бейцуха (Бойцово), Перелесок, Пушкино, Дальний Восток. В районе современного поселка Светлогорье был хутор. До 1920 г. в 18 км от с. Покровка вверх по Уссури было село Зарубино. По дороге в Покровку была также корейская деревня (несколько фанз). На левом берегу Бикина выше р. Самур,  было еще одно корейское поселение
 
Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить (приблизительно 15 фанз).17 ноября 1932г. был образован Бикинский район Приморской области Дальневосточного края. При разделении краев на Приморский и Хабаровский Бикинский район был ликвидирован. 9 ноября 1938г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Бикин Вяземского района преобразован в город с сохранением прежнего названия. 12 января 1965 г. вновь образован Бикинский район с районным центром в городе Бикине, в современных границах с 1973г.До войны город по праву считался городом железнодорожников. В послевоенные годы происходит наращивание производственных мощностей, развивается сельское хозяйство, ведущее положение в экономике занимает лесопереработка.Бикинская земля славна и боевыми подвигами. На территории района в годы Великой Отечественной войны была сформирована 422 стрелковая дивизия,за мужество и героизм получившая почетное звание «Гвардейская»,награжденная орденами «Красного знамени» и «Суворова» II степени. Наш город дал Родине пять героев Советского Союза:  Позевалкин Н.М., Пустынцев Н.П., Матронин В.И., Зачеславский В.Н., Уткин И.И.  В память о них их именами названы улицы города и района, пограничная застава и школы.
 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

  Городские поселения - 1  Сельские поселения -8
  • Бикинское городское поселение г. Бикин
  • Бойцовское сельское поселение пос. Бойцово (пос. при станции Перелесок)
  • Добролюбовское сельское поселение с. Добролюбово
  • Лермонтовскоей сельское поселение   с. Лермонтавка (ст. Розенгартовка)
  • Лесопильное сельское поселение с. Лесопильное  
  • Лончаковское сельское поселение с. Лончаково
  • Оренбургское сельское поселение с. Оренбургское (с.Васильевка)
  • Покровское сельское поселение с. Покровка
  • Пушкинское сельское поселение с. Пушкино


СТРОИТЕЛЬСТВО УССУРИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1891-1897 гг.

Конструкция водопропускной трубы на Уссурийской железной дороге, фото с сайтаhttp://edu.dvgups.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Конструкция водопропускной трубы на Уссурийской железной дороге, фото с сайтаhttp://edu.dvgups.ru/
Возведение каменных опор моста через реку Уссури,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Возведение каменных опор моста через реку Уссури, фото с сайта https://www.google.ru
Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури. Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялись 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Этому предшествовали многочисленные споры. В частности, еще в 1875 году было высказано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до оз. Ханка.В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить ряд участков Сибирской дороги от Томска до Сретенска и участка от Владивостока до поста Буссе (пос. Буссовка). В июне 1887 года на совещании министров было принято решение приступить в ближайшее время к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги.В 1887 г. была отправлена экспедиция для проведения изыскательских работ на участке от ст. Буссе на Уссури до Владивостока, которую возглавил инженер  А. И. Урсати. Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные работы и описание местности, собирали данные о климате и т.д.
Железнодорожная станция Хабаровск, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Железнодорожная станция Хабаровск, фото с сайта https://www.google.ru
Схема строительства Уссурийской железной дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Схема строительства Уссурийской железной дороги, фото с сайта https://www.google.ru
В течение двух лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения.В 1890 г. Приамурский генерал-губернатор  А. И. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г.  император  Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток - Никольское (г. Уссурийск) - Спасское (г. Спасск-Дальний) - станция Графская (г. Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.
 
 
Дети железнодорожных строительных рабочих, фото с сайта с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Дети железнодорожных строительных рабочих, фото с сайта с сайта https://www.google.ru
Арестантская колония с церквью вблизи ст. Раздольная,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Арестантская колония с церквью вблизи ст. Раздольная, фото с сайта https://www.google.ru
19 мая 1891 г.  будущий император Николай II, находясь во Владивостоке проездом из Японии в Петербург, лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала. Сооружение трассы в первый период возглавил  А. И. Урсати, который не сумел сработаться с местной администрацией. В 1892 г он был освобожден от руководства, а начальником строительства был назначен инженер  О. П. Вяземский - опытный специалист, работавший на изысканиях и сооружении железных дорог более 30 лет во многих районах России. Организацию работ на отдельных участках трассы осуществляли выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения:Дроздов, Прохаско, Кипарисов, Кругликов, Дормидонтов, Свиягин, Эбергардт, Бочаров, Розенгардт   и др.Уссурийская железная дорога должна была пройти от Владивостока вдоль Амурского залива на север к бассейну реки Суйфун, а оттуда - до станции Никольской, от которой планировалось построить линию к китайской границе.
 
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Условия проживания для наемных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Затем, через водоразделы рек Суйфун и Лефк, дорога шла к реке Уссури мимо озера Ханка и, пересекая ее, заканчивалась в Хабаровске. На всем своем протяжении железная дорога пересекала глухие таежные леса и болотистые поймы рек.Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные рабты и описание местности, собирали данные о климате, местных топливных ресурсах, стройматериалов, а также возможностях земледелия. В течение 2- лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения. В процессе проектирования и строительства Северо-Уссурийской железной дороги на участке от Бикина до Хабаровска ряд станций были названы в честь инженеров-первостроителей: руководители участков -   Л.М.Розенгардта, В.В. Гедике, В. С.  Иловайского, Н. С. Кругликова, О.П. Вяземского, Н. Ф. Дормидонтова.  Южно-Уссурийская дорога, начинаясь во Владивостоке, пролегала вдоль Амурского залива, пересекала много  численные реки, стекающие с гор Сихотэ-Алиня.
 
Перекличка ссыльных каторжных, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Перекличка ссыльных каторжных, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Группа ссыльных каторжных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Группа ссыльных каторжных рабочих, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Почти весь участок дороги проходил по девственной субтропической Уссурийской тайге, по слабо обжитой местности.Укладка верхнего строения пути на большей части трассы - от Владивостока до станции Духовской - производилась с юга на север, и лишь на небольшом участке - с севера, от Хабаровска. Такая организация работы объяснялась отсутствием на Амуре выгрузочного порта и мелководьем его устья в тот период. Стройматериалы для укладки пути на участке Хабаровск - Духовская подвозились морем и переправлялись по р. Уссури в Хабаровск. Были сооружены многочисленные грунтовые дороги, которые затем использовались для транспортных нужд края.Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства рабочей силой. В конце XIX века Уссурийский край не имел развитой системы грунтовых дорог, поэтому с первых дней строители столкнулись с большими трудностями. Крестьян-переселенцев и местных казаков, населявших близлежащие земли, не удалось привлечь к работам на строительстве.
 
Строительство Уссурийской железной дороги Транссиба,  фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Строительство Уссурийской железной дороги Транссиба, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Железнодорожная станция Вяземская, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Железнодорожная станция Вяземская, фото с сайта https://www.google.ru
А доставка рабочей силы из Европейской России была сопряжена со значительными трудностями и денежными затратами. Уссурийскую железную дорогу строили преимущественно военнослужащие воинских подразделений, ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, а также иностранные   рабочие китайской, корейской и японской национальностей. Воинский комитет стал одним из самых надежных источников поставки рабочих на строительство железной дороги. В период строительства были созданы специальные стационарные лагеря для размещения свыше 11 тыс. человек. Были созданы стационарные лагеря, состоящие из бараков для каторжников, помещений для охраны, столовых, бань, наблюдательных вышек.Строительство Уссурийской железной дороги осуществляли по двум участкам:   Южно-Уссурийскому от Владивостока до станции Муравьева Амурский (Лазо) протяженностью 408 км и   Северо-Уссурийскому от станции Муравьев Амурский до Хабаровска длиной 361 км ]На стройке не было ни машин, ни механизмов.
 
Транспортировка грунта при строительстве  дороги,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Транспортировка грунта при строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Транспортировка грунта при строительстве  дороги,  фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Транспортировка грунта при строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Тяжелый ручной труд от зари до зари, плохое питание, недоста точный отдых приводили к очень высокой смертности среди рабочих. А рельсы между тем бежали все вперед и вперед. Много бед и невзгод перенесли строители, но рабочее движение по всей новостройке до станции Графская откылось уже в 1894 году. В это время с двух сторон полным ходом продолжалась укладка рельсового пути — на север, от Графской, и на юг — от Хабаровска. Здесь дорога проходила вдоль реки Уссури и пересекла  отроги Сихотэ-Алинских хребтов, а невдалеке от Хабаровска одолела знаменитую  Корфовскую высоту, сложенную крепчайшими гранитами, годными для облицовочных и поделочных работ. Рельсы на северный участок доставляли из Владивостока до пристаней по реке Уссури, а дальше на строительные участки отправляли на баржах. Из этих рельсов построили пути на причалах Амура, ветку до Хабаровска, а так же уложили семьдесят верст главного пути до встре и с «южанами».Солдаты доставлялись на пароходах из Одессы.
 
 
Представители инженерного корпуса на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Представители инженерного корпуса на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
Гужевой транспорт на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Гужевой транспорт на строительстве дороги, фото с сайта https://www.google.ru
На станциях Никольское (Уссурийск), Иман (Дальнереченск), Вяземская, Хабаровск и других были построены казармы для нижних чинов, офицерские флигеля, столовые, кухни, бани, ледники, конюшни.Прокладка Южно-Уссурийской дороги от Владивостока до ст. Муравьев-Амурский (Лазо), начатая в апреле 1891 года, закончилась в 1894 году, а тремя годами позднее был сдан и её северный участок от ст. Муравьев-Амурский до Хабаровска. Временное движение на участке от Владивостока до Хабаровска протяженностью 772 км открылось 26 октября 1897 года, постоянное - 13 ноября 1897 года.Магистраль пересекла такие крупные реки, как  Уссури, Иман, Бикин, Хор. Большие мосты с металлическими фермами на каменных опорах — эти сложнейшие инженер ные сооружения — строили быстро и в соответствии с при веденным ранее принципом, хорошо. Один из больших мо стов, длиной около дзухсот саженей, в эксплуатацию сдали через четыре месяца после начала возведения камен ных опор. При тогдашней технической оснащенности это было рекордом.
 
 
Фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Фото с сайта https://www.google.ru
Фото с сайта https://www.google.ru (нажмите, чтобы увеличить)
Фото с сайта https://www.google.ru
Чтобы строить хорошо и в короткие сроки, на месте будущего моста заранее сосредоточивали все необходимые материалы, выполняли все подготовительные работы. Затем приезжали мастеровые и опытные рабочие. Каждый знал свое дело. Росли опоры из камня и бетона, собирались фермы. День и ночь кипела жизнь на стройке.Стоимость Амурской дороги, строительство которой завершилось накануне первой мировой войны, превысила четверть миллиарда рублей. Один лишь восточный участок обошелся казне в 73 млн. руб. Введение в строй Амурской линии стало завершающим этапом строительства Великого Сибирского пути. Известный путешественник и географ Ф. Нансен назвал Транссибирскую магистраль "чудом техники". Ее сооружение способствовало быстрому развитию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока. Многие из рабочих, привлеченных из центральных губерний, остались в крае, положив начало рабочим династиям. С 1912 г. переселенцам на Дальнем Востоке выдавалась ссуда в размере до 400 рублей, а также предметы хозяйственного обихода. Все это способствовало быстрому заселению сибирских земель. После революции все линии Транссиба были национализированы и переданы Народному комиссариату путей сообщения. В 30-гг. на дороге осуществлялось строительство вторых путей. В 1959 г. Амурская и Забайкальская линии были объединены в Забайкальскую железную дорогу.
 

ДОЛИНА РЕКИ БИКИН

Отроги Сихотэ-Алиня, автор Игорь Ольховский (нажмите, чтобы увеличить)
Отроги Сихотэ-Алиня, автор Игорь Ольховский
Отроги Сихотэ-Алиня зимой, автор И.Ольховский (нажмите, чтобы увеличить)
Отроги Сихотэ-Алиня зимой, автор И.Ольховский
Выдающаяся мировая ценность «Долины реки Бикин» как составной части природного комплекса «Центральный Сихотэ-Алинь» (соответствие природному критерию x) уже подтверждена экспертами МСОП и нашла отражение в решении 25-й сессии  Комитета всемирного наследия (Хельсинки, 2001 г.). Одной из главных причин подготовки серийной номинации «Центральный Сихотэ-Алинь» является необходимость обеспечить охрану находящейся на грани исчезновения популяции  амурского тигра (Panthera tigris altaica). Деятельность   Сихотэ- Алинского заповедника и охраняемых территорий в долине р. Бикин и проектирование новых ООПТ в границах Центрального Сихотэ-Алиня в большой степени ориентированы на сохранение ключевых мест обитания амурского тигра (Panthera tigris altaica). В бассейне р. Бикин расположены первичные местообитания амурского (уссурийского) тигра (Panthera tigris altaica), и, согласно данным, полученным в 2004- 2005 годах, здесь проживает около 10% всей дальневосточной популяции этого редкого вида. Кроме того, кедрово-широколиственный
 
Река Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Река Бикин, фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
Изюбр, автор В. Медведев, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Изюбр, автор В. Медведев, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
комплекс в среднем и верхнем течении р. Бикин - это, по сути, единственный в мире сохранившийся целостный массив некогда широко распространённой уссурийской тайги. Помимо несомненной природоохранной ценности, его важное значение заключается в том, что он поддерживает в естественном состоянии места обитания животных, от благополучного состояния популяций которых зависит судьба коренных жителей  бассейна р. Бикин - бикинской группы  удэгейцев. Бассейн р. Бикин, представляющий единственный в мире целостный массив «уссу рийской тайги» (площадью более 1 млн га), является последним крупным нетронутым массивом неморальных лесов в северном полушарии. Он отличается высокой концентрацией редких и реликтовых видов растений. Только в его верхней части отмечено произрастание более 20 видов растений,внесённых в Красную Книгу РФ. 34 вида сосудистых растений находятся на границе своего ареала:рододендрон Редовского (Rhododendron redowskianum), микробиота перекрёстнопарная (Microbiota dicussata),падуб
Амурский тигр, автор  В. Солкин фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Амурский тигр, автор В. Солкин фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
Река Бикин, автор А. Буторин, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Река Бикин, автор А. Буторин, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
морщинистый (Ilex rugosa Fr.), бадан тихоокеанский (Bergenia pacifica), родиола розовая (Rhodiola rosea), и это неполный их перечень. В соответствии с великолепным набором растительных ассоциаций образовались весьма благоприятные биотопы для обитания тигра (Panthera tigris altaica) и белогрудого медведя (Ursus thibetanus), которые населяют территорию практически повсеместно, что очень важно для поддержания состояния их популяций на Дальнем Востоке. Ландшафтное многообразие определяет биоценотические связи с 38 редкими видами птиц, которые находят здесь благоприятные условия. Это чёрный журавль (Grus monacha) и чёрный аист (Ciconia nigra), ястребиный сарыч (Butastur indicus) и орлан белохвост (Haliaeetus albicilla). Долинные леса из ильма (Ulmus sp.), ясеня (Fraxinus sp.), липы (Tilia sp.), чозении (Chosenia sp.) по берегам реки обеспечивают отличные гнездо вые и кормовые условия для скопы (Pandion haliaetus),
Амурский тигр, авторское фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Амурский тигр, авторское фото Игоря Ольховского
Лось, авторское фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Лось, авторское фото Игоря Ольховского
мандаринки (Aix galericulata), чешуйчатого крохаля (Mergus squamatus), рыбного филина (Ketupa blakistoni), иглоногой совы (Ninox scutulata). Верховья реки, занятые лиственичниками, темнохвойнымиесами и каменноберезниками, являются местообитаниями каменного глухаря (Tetrao urallogoides) и дикуши (Falcipennis falcipennis). Обитающие на номинируемой территории амурский тигр (Panthera tigris altaica), чешуйчатый крохаль (Mergus squamatus), рыбный филин (Ketupa blakistoni), чёрный журавль (Grus monachus) и орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) включены в Красную Книгу МСОП.Номинируемая территория является ключевым местом обитания многих редких и исчезающих видов животных и растений, занесённых в Красный список МСОП (в том числе,  чёрного журавля (Grus monachus), чешуйчатого крохаля (Mergus squamatus) и  рыбного филина  (Ketupa blakistoni)) и в Красную книгу Россий ской Федерации (в том числе,  чёрного аиста  (Ciconia nigra), женьшеня (Panax ginseng), пионов горного  (Paeonia oreogeton S. Moore) и молочноцветкового  (Paeonia lactiflora). Всего в Красный список  МСОП
Осень на Бикине, автор П. Фоменко, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Осень на Бикине, автор П. Фоменко, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
фото с сайта https://fotki.yandex.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
фото с сайта https://fotki.yandex.ru/
включено 2 вида сосудистых растений и 5 видов позвоночных животных, а в Красную книгу Российской Федерации соответственно 22 вида растений (в т. ч., 17 видов сосудистых растений и 5 видов грибов и лишайников) и 26 видов животных (в т. ч., 15 видов беспозвоночных и 11 – позвоночных), встречающихся в «Долине реки Бикин».Номинируемая территория расположена в 80-100 км к северу от объекта всемирного наследия «Центральный Сихотэ-Алинь» и так же, как и основной участок (Сихотэ-Алинский государственный заповедник), на- ходится в границах Амурско-Приморской физико-географической страны. В то же время, если Сихотэ-Алинский заповедник занимает преимущественно восточный макросклон Центрального Сихотэ-Алиня, предлагаемая территория расположена на его западном макросклоне, гармонично дополняя уже признанную выдающуюся  мировую ценность объекта всемирного наследия.
 
Кабан, автор Е. Лепешкин, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Кабан, автор Е. Лепешкин, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
Рыбный филин, автор С. Авдеюк, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/ (нажмите, чтобы увеличить)
Рыбный филин, автор С. Авдеюк, фото с сайта http://www.nhpfund.ru/
Номинируемые ООПТ - ландшафтный заказник «Верхнебикинский» и территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов примыкают друг к другу и занимают верхнюю и среднюю часть бассейна р. Бикин, расположенной на севе ре Приморского края. Река Бикин является одним из основных правобережных притоков  р.Уссури, границы водосборного бассейна которого совпадают с административными границами Пожарского района Приморского края . Общая протяжённость реки 560 км, площадь бассейна – 22,3 тыс. км2 . Верхняя и средняя части бассейна расположены в горах Сихотэ-Алинь между 45° и 47° с. ш. и 136° и 138° в. д. Территория обладает уникальными ландшафтными и биогео- графическими характеристиками и высокой плотностью редких и исчезающих видов по сравнению с другими регионами России. Здесь обитает репродуктивное ядро северной субпопуляции амурского тигра (Panthera tigris altaica), а также ещё 51 вид млекопитающих, наблюдается высокая плотность охотничье  промысловых видов животных, обусловленная ненарушенностью
 
Соболь, авторское фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Соболь, авторское фото Игоря Ольховского
Сихотэ-Алиньская тайга,  фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Сихотэ-Алиньская тайга, фото Игоря Ольховского
биотопов; гнездится основная часть популяции чешуйчатого крохаля (Mergus squamatus), рыбного филина (Ketupa blakistoni) и ещё 169 видов птиц, встречается 7 видов амфибий и 10 видов рептилий. Состав ихтиофа уны характеризуется 48 видами. В бассейне Бикина в полной сохранности находятся наиболее удаленные нерестилища лососёвых рыб бассейна р. Уссури. Здесь сохраняются последний крупный массив первичных кедрово-широколиственных лесов, 5 участков эталонного генофонда свойственных региону древесных пород, а также места произрастания редких и исчезающих видов сосудистых растений. Значительную часть территории Среднего и Верхнего Бикина занимает так называемая Верхнебикинская межгорная депрессия, остальная площадь занята средневысотны ми горами, а в части, примыкающей к главному водоразделу, находится одно из наиболее обширных на Сихотэ-Алине горных плато.
 
 
Изюбр,  авторское фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Изюбр, авторское фото Игоря Ольховского
Изюбриха,  авторское фото Игоря Ольховского (нажмите, чтобы увеличить)
Изюбриха, авторское фото Игоря Ольховского
Основные правобережные притоки -Алчан,Тахало,Ключевая; левобережные - Килоу, Зева и Светловодная. Средний расход воды у ст. Звеньевая - 247 м3 /с. Информационно-пропагандистская и рекламная деятельность осуществляется пу тем издания и распространения брошюр, буклетов, путеводителей, календарей, через информационные центры; путём чтения лекций, проведения экскурсий со школьниками, организации школьных лесничеств; с помощью публикаций в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты). В настоящее время создаётся информационная, богато иллюстрированная страница для интернета, посвящённая «Центральному Сихотэ-Алиню», как объекту Всемирного наследия. По берегам реки Бики построены 8 баз для приема туристов, 4 из них принадлежат общине «Тигр». В с.  Красный Яр  построен Этно- Культурный Центр с музеем и сувенирной лавкой, для школьников созданы Экологотуристический Клуб и Школа следопыта.
 
Широкую пропаганду туристических воз можностей и природных комплексов верхнего и среднего Бикина с акцентом на элементы традиционной культуры коренного населения – удэгейцев, проводит Ассоциация коренных малочисленных народов Се вера, Сибири и Дальнего Востока России, соответствующая Ассоциация в Приморском крае, тесно взаимодействующие с Арктическим Советом и Рабочей группой ООН по коренным народам. Работают в этом направлении Амурский филиал WWF России, НПО «Первоцвет» (Лучегорск), Институт устойчивого природопользования и Центр охраны дикой природы «Зов тайги» (Владивосток).
 

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИБЛИОГРАФИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Дальний Восток авторВ.Г. Удовиченко,
    Издательство географической литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
  • Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина, А.В.Смоляк.
    Издательство Наука, Москва 1984 г., на 245 стр.
  • Народы Дальнего Востока СССР в 17-20 веках,Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР,
    ответственный редактор И.С. Гурвич, Москва, «Наука», 1985 г. на 237  стр.
  • Хабаровский крайочерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское  книжное издательство, 1957 г. на 288 стр.
  • Малые народности Приамурья после Социалистической революции автор Е.В. Яковлева-
    Хабаровское книжное издательство, 1957 год, на 77 стр.
  • Наш край[/bА.Степанов ОГИЗ-ДАЛЬГИЗ 1947 г., на 102 стр.
  • Сборник статей по истории Дальнего Востока ответственный  редактор академик Н. Тихомиров.
    Издательство Академии наук СССР, 1958 год на 350 стр.
  • Водно-болотные угодья России т.5 Под редакцией В.Н.Бочариникова - http://russia.wetlands.org/Portals/5/WetlandsinRussia_Vol_5_Russian.pdf
  • Статьи и материалы по коренным малочисленнным народам Дальнего Востока Л.Я Штернберг, Дальгиз, Хабаровск, 1933 год на 740 стр.
  • Народы Дальнего Востока во второй половине 19 века Zidanio -http://zidanio.livejournal.com/31231.html
  • Последняя экспедиция Л.Я. Штернберга на Дальний Восток М.М.Прокофьев      http://www.icrap.org/ru/prokofyev11-1.html      
  • Хабаровский край 1972 год. П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство, 1974 г.
  • Наш орденоносный Хабаровский край А.П. Шитиков, Хабаровское книжное издательство, 1967 г. на 240 стр.
  • Редкие виды хищных зверей юга Дальнего Востока СССР. // Редкие млекопитающие фауны СССР. Абрамов В. К., Пикунов Д. Г.
    - М.: Наука, 1976, с. 67-96.
  • Экологические аспекты зимнего распространения тигра (Panthera tigris L.) в Приморье. Абрамов В. К., Пикунов Д. Г., Базыльников В. И. и Саблина Т. Б.  Под ред. А. И. Мысленкова. М.: Изд-во ЦНИЛ, 1992, 166 с.
  • Сохранение биологического разнообразия и рациональное использование природных ресурсов в бассейне реки Бикин Бочарников В. Н. Зов Тайги. № 1. 1995. С.10-12.
  • Природный комплекс «Сихотэ-Алинь» как объект Всемирного списка природного наследия.   . Бочарников В. Н. Вестник ДВО РАН, 1996. № 5. С. 43-53.
  • План по сохранению биоразнообразия и рационального развития территории бассейна реки Бикин. Бочарников В. Н., Краснопеев С. М., Вертель А. В.    ГИС-Ассоциация. Информационный бюллетень, 1996. № 2. С. 43-46.
  • Выбор территории, нуждающейся в особом природоохранном режиме для сохранения группировки тигров бассейна р. Бикин. очарников В. Н., Пикунов Д. Г., Краснопеев С. М.   Зов Тайги. № 3. 1995. С. 6-7.
  • Проблемы амурского тигра.   Брагин А., Гапонов В    Охота и охотн. хоз-во, 1989, No. 10. С. 12-16.
  • Обеспечить будущее тигра.   Матюшкин Е.   Охота и охотн. хоз-во, 1985, № 9. С. 19-20.
  • Результаты учета амурского тигра на Дальнем Востоке России в 2004-2005 гг.   Микелл Д. Д., Пикунов Д. Г., Дунишенко Ю. М. и др. Владивосток, 2006. 51 с.
  • Численность, структура ареала и состояние среды обитания амурского тигра на Дальнем Востоке России.   Матюшкин Е. Н., Пикунов Д. Г., Дунишенко Ю. М. и др.     Владивосток, 1996. 65 с.
  • Сердце уссурийской тайги: Бикин.   Михайлов К. Е.   National Geographic Россия, октябрь 2003.
  • Размеры хищничества амурских тигров. // Редкие и исчезающие животные суши Дальнего Востока СССР. . Пикунов Д. Г.   Владивосток, 1981. С. 71-75.
  • Краевое государственное казенное учреждение Центр занятости населения по Николаевскому  району -
    http://www.uprzan.khv.ru/home/slugba/czn/opisczn.aspx?CZNF=MTA2NyUwMQ2
  • Бикинский вестник Районная газета - http://bvestnik.my1.ru/
  • Бикнское благочиние   Журнал Хабаровской епархии -
    http://blogs.pravostok.ru/bikin-blago/category/prixodskaya-zhizn/
  • Бикинский район   Путеводитель по Хабаровскому краю  
    ://khabarovsk.drugiegoroda.ru/9-_bikinskijj_municipalnyjj_rajjon/
  • Предварительные результаты археологического обследования бассейна реки Бикин   В. Д. Галицкий, С. В. Калашников,
    Н. А. Клюев. Н. Н. Крадин, В. А. Лынша, И. В. Новоградский, Ю. Г. Никитин, В. Н. Тарасенко  
    Археология и этнология Дальнего Востока
    и Центральной Азии.— Владивосток, 1998.— С. 3-11.
  • Раскопки Васильевского городища   Краминцев В. А. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири
    и сопредельных территорий. — Новосибирск, 2000. — Т. 6. — С. 308-311.
  • Городище Васильевка-3 — новый памятник польцевского времени в Бикинском районе Хабаровского края     Краминцев В. А.   Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск, 2001. — Т. 7.—С. 329-331.
  • Поселение и городище Васильевка-3   Краминцев В. А. новые памятники польцевского времени в Бикинском районе
    Хабаровского края // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. — Благовещенск, 2002. — Вып. 3. — С. 82-89.
  • Предварительные результаты раскопок поселения Васильевка-2 в Бикинском районе   Краминцев В. А.
    Археология и культурная антропология Дальнего Востока. — Владивосток, 2002. — С. 186-191.
  • Бикин и Бикинский район Справочник предприятий http://dfo.spr.ru/bikin-i-bikinskiy-rayon/
  • Город Бикин   Заповедная Россия -http://www.zapoved.net/
  • Бикиномания Электронная газета   -http://bikinomaniya.ucoz.ru/index/geograficheskoe_polozhenie_i_prirodnaja_sreda/0-18
  • Река Бикин   фотогаллерея - http://shamora.info/
  • Река уссури   Блог Отшельника   -http://blogotshelnika.ru/reka-ussuri.html
  • Река Бикин Википедия-https://ru.wikipedia.org/
  • Рыбалка на реке Бикин -2012 г/ Блог Отшельника -http://blogotshelnika.ru/rybalka-na-reke-bikin-2011.html
  • Хищные звери и птицы   Амурский тигр   -http://www.dikiezveri.com/amurtigr1.html
  • Амурский тигр Википедия -https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • Раскопки на реке Уссури [/b ] Тамара Година (Дьякова) - http://ok.ru/group/51908590960804/topic/61475974362532
  • Мемориал Славы в городе Бикине Anni-sanni.com http://anni-sanni.com/?p=5364
  • Дальневосточная топонимика   Река Бикин   http://old.rgo.ru/2011/04/dalnevostochnaya-toponimika/
  • История Бикинского района Районный краеведческий музей им. Н.Г. Евсеева -
    http://www.bikin-museum.ru/istoriya-goroda-i-raiona.php
  • Река Уссури   Реки Приморья   - http://primpogoda.ru/articles/reki_primorya/reka_ussuri
  • Сплав по реке Бикин Фотоальбом   -http://tourism.far.ru/bikin1.html
  • Россия. Фотографии на карте images.esosedi.ru - http://images.esosedi.ru/rubric/1/
  • БиблиоКадр   г.Бикин   http://bibliokadr.blogspot.ru/
  • Долина реки Бикин     Объект всемирного наследия «Центральный Сихотэ-Алинь» (766)
    -http://www.nhpfund.ru/files/bikin-river-valley-nomination-ru.pdf
  • Бикин наш  город   Сайт города   - http://facebik.ru/photo/samoe_krasivoe/parad/3-0-74
  • Бикин Церковь Казанской иконы Божией Матери   http://sobory.ru/photo/174770
  • Инвестиционный портал Бикинский район http://invest.khv.gov.ru/ru/about_hk/municipal-districts/bikinsky-rajon/
  • Избирательная комиссия   Бикинский район http://www.khabarovsk.vybory.izbirkom.ru/khabarovsk/ik/427400388913
  • Совет муниципальных образований Хабаровского края Бикинский район -http://cmo.khabkrai.ru/municipalities/area/6/
  • Сайт Бикинского района официальный сайт - http://www.bikinadm.ru/